Российский оскаровский комитет выдвинул кандидата на премию Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Председатель комитета режиссер Владимир Меньшов сообщил, что единогласно избрана картина Никиты Михалкова «Солнечный удар» — вольная экранизация одноименного рассказа и записей из книги Ивана Бунина «Окаянные дни».
Картина уже была удостоена отечественной премии «Золотой орел» в номинации «Лучший фильм 2014 года», что вызвало неоднозначную реакцию в профессиональных кругах, поскольку Михалков является учредителем и патроном этой премии.
Оператор картины Владислав Опельянц получил приз Шанхайского кинофестиваля. Но российская критика оценила работу более чем сдержанно, в печати преобладали негативные отзывы.
Однако сегодня, комментируя решение комитета, режиссер и глава киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров сказал корреспонденту ТАСС, что считает фильм достойным любой премии. «Большая, достойная работа. Я с удовлетворением слышу эту новость, это достойный выбор».
Вместе с тем нельзя не признать: выдвижение «Солнечного удара» в известном смысле стало неожиданностью — фильм Михалкова вышел в российский прокат еще в прошлом октябре, задолго до номинированного на «Оскар 2015» «Левиафана» Андрея Звягинцева.
Впрочем, в истории этой картины все связано с некоторым испытанием временем. Замысел фильма возник у режиссера еще в 1970-х. Тогда кто-то из коллег даже сказал Михалкову, мол, если удастся передать на экране хотя бы 20% пьянящего духа, наполняющего бунинскую прозу, он с полным правом сможет считать себя настоящим мастером. За 37 лет, прошедшие от замысла до реализации, Михалков полюбил кино большого стиля, и в соответствии с этой привязанностью разросся и замысел картины, из акварельной зарисовки превратившейся в масштабное пастозное полотно.
Основной сюжет остался тем же — вспышка мимолетной страсти, возникшая между юным поручиком и его случайной знакомой на курсирующем по Волге кораблике. Однако этот эпизод в интерпретации Михалкова стал лишь одним из звеньев проклятой цепи событий, приведших Российскую империю к краху и террору, которые в ожидании гибели встречает постаревший герой в лагере для пленных белогвардейцев. Для того чтобы выстроить повествование, режиссер срастил «Солнечный удар» с дневниковыми записями, изданными под названием «Окаянные дни», и некоторыми мотивами из произведений Ивана Шмелева.
Большого успеха в российском прокате «Солнечный удар» не имел, а вскоре после кинотеатральной премьеры состоялся телевизионный показ на канале «Россия 1».
За несколько часов до начала заседания российского оскаровского комитета Никита Михалков признался журналистам, что не надеется на выдвижение и ему «уже все равно». «Мне сейчас интереснее работать, чем снять и ждать славы», — сообщил Михалков информационному агентству ТАСС.
Своего «Оскара» Никита Михалков получил в 1995 году, когда «Лучшим фильмом на иностранном языке» были признаны «Утомленные солнцем». Кроме того, режиссер выдвигался на эту премию трижды: в 1993 году — с фильмом «Урга — территория любви», в 2008-м — за картину «12» и в 2011-м — за фильм «Утомленные солнцем — 2. Цитадель». Последнее выдвижение сопровождалось скандалом, председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать итоговый протокол заседания.