Конец 1970-х годов. Следователь астраханской городской прокуратуры Юрий Градов (Владимир Епифанцев) начинает расследование автомобильной аварии, в которой погиб третий секретарь горкома КПСС. Версию несчастного случая Градов отвергает сразу – на машине были подрезаны тормозные шланги. Круг подозреваемых растет, но следствие выясняет, что покойный интересовался незаконной добычей черной икры и рыб ценных пород.
Оказывается, в области действует целая банда, которая занимается преступным промыслом и которая даже не остановится перед убийством того, кто вмешивается в ее дела.
«Россия 1» начинает показ сериала «Неподкупный», который расскажет о громких уголовных делах позднего СССР. Из анонса канала следует, что Градов успешно завершит дело о черной икре и его переведут в Москву, в Генпрокуратуру, под начало Анисимова (Владимир Юматов) ловить жуликов уже союзного масштаба. Вместе с главным героем покорять столичные подмостки отправится и его жена Ольга (Марина Коняшкина), в первой серии с трудом добивавшаяся роли Джульетты в местном астраханском театре.
Преступники советского времени регулярно привлекают внимание российских телевизионщиков. Сериал «Мосгаз» об убийце и грабителе начала 1960-х, его сиквел «Палач», где речь шла о поиске женщины, которая во время войны расстреливала военнопленных красноармейцев. В этом сезоне должен выйти еще один фильм этой серии — «Гознак», в котором будет рассказана история ограбления Госбанка Армении братьями Калачян в 1977 году.
Есть еще и документальные циклы – «Легенды советского сыска» и «Следствие вели» Леонида Каневского, которым любое художественное изложение тех событий проигрывает как минимум по исторической достоверности.
А вот по «Неподкупному» изучать реальную историю не стоит.
Первые серии, посвященные жизни главного героя в Астрахани, преследуют лишь одну цель — показать, насколько следователь Градов отвечает образу честного и принципиального сотрудника правоохранительных органов. Правда, в данном случае дело заходит еще дальше. Епифанцев все же больше известен как герой боевиков, и, когда его персонаж вступает в схватку с двумя браконьерами, невольно ждешь от него чего-то стандартного, например появления большой пушки из кармана в самый ответственный момент.
В итоге Градов оказывается брутальным до невозможности и слишком независимым для сотрудника советской прокуратуры настоящим героем. При этом его расследования больше похожи на инсценировку, сделанную по утвержденным кем-то лекалам. Герои сериала регулярно находят рояли в кустах, и следствие двигается в нужном направлении. Им практически не приходится делать лишних движений — достаточно подождать, и очередная ниточка обязательно появится.
Эта схематичность делает «Неподкупного» похожим на многочисленные детективные сериалы отечественного телевидения — например, на недавний «Своя чужая», в котором Епифанцев сыграл одну из главных ролей.
Выделяют его лишь время действия и то, что он основан на фактах биографии следователя по особо важным делам Прокуратуры СССР Владимира Калиниченкова,
который в 1980-е расследовал в том числе дело магазина «Океан» (о контрабанде черной икры, кстати) и «хлопковое дело».
При этом создатели «Неподкупного» решили сделать преступления, которые расследует их герой, неузнаваемыми. Режиссер Александр Даруга (он снял два мини-сериала про «Смерш») рассказывал, что в сериале изменена география и нет настоящих имен коррупционеров. Между тем Калиниченков в конце 1990-х, уже уйдя из правоохранительных органов, выпустил книгу «Дело о 140 миллиардах, или 7060 дней из жизни следователя», экранизация которой с точки зрения достоверности выглядела бы гораздо убедительнее. Другое дело, что обычно реальные расследования не предполагают сидения в засадах или драк с подозреваемыми,а без этого, кажется, на отечественном телевидении обходится только Каневский. Видимо, по приобретенной в «ЗнаТоКах» привычке.