Шекспировский «Гамлет», премьера которого состоялась в лондонском театре Barbican вечером во вторник, 25 августа, начинался полтора года назад с общего ажиотажа, который вызвало назначение исполнителя заглавной роли. Бенедикт Камбербэтч, который раньше много играл на сцене, а в последние годы прославился своей работой на телевидении, в сериале «Шерлок», и других фильмах, снова вернулся в театр.
Билеты на «Гамлета», которые начали продавать прошлым летом, были раскуплены в рекордный срок — причем сразу на все представления, до 31 октября. А дальше началось годичное ожидание, подогреваемое то номинированием Камбербэтча на «Оскар», то слухами о его новых ролях в кино, то сообщениями о следующем сезоне «Шерлока».
Шум вокруг спектакля привел к необычному результату.
С начала августа, после первых предварительных показов спектакля, отзывы касались только игры Камбербэтча. Фактически зрители шли только на него, начисто игнорируя остальных актеров и интерпретацию классической пьесы режиссером Линдси Тернер. Конечно, на осовремененного Шекспира, на костюмы, в которые одеты представители воображаемой великим драматургом Дании, на джазовую композицию Нэта Кинга Коула обращали внимание — равно как и на перемещение знаменитого монолога «Быть или не быть», который звучал в начале, — но лишь как на фон. Впрочем, на премьере монолог перенесли во второй акт: несмотря на то, что в пьесе он в третьем.
Поддержали тенденцию и критики. Все действо они оценили на троечку, а актеров, кроме Камбербэтча, можно сказать, не заметили.
Бенедикту повезло больше: его даже жалели, а сыгранный им Гамлет вызвал восторг.
«Яркий, пятизвездный Гамлет оказался в ловушке посредственного, трехзвездного шоу», — написал Доминик Кавендиш из The Telegraph, поставивший спектаклю в итоге четыре звезды из пяти. Правда, он отметил, что сыгранный Камбербэтчем шекспировский герой оказался на уровне лучших современных Гамлетов, что, по мнению критика, оправдало то воодушевление, что окружало постановку.
«Его игра оказалась лучше спектакля в целом. Это прекрасный Гамлет в неровном, иногда любительском шоу», — согласился с коллегой и Квентин Леттс из Daily Mail.
Бен Брэнтли из New York Times назвал игру Камбербэтча «бесподобной», добавив: «Актер был настолько хорош как Гамлет, что я пожалел, что он не оказался еще лучше».
«Разочарованием» посчитал спектакль Майкл Биллингтон из The Guardian. По его мнению, «Гамлет» Линдси Тернер полон полусырых, нереализованных идей, а сама постановка оказалась мусорным мешком, в который попался и заглавный персонаж, сыгранный Камбербэтчем.
«Дания, говорил Гамлет, — это тюрьма. И спектакль выглядит как Дания», — написал он.
Впрочем, продюсеры наверняка оценивают спектакль как успешный — несмотря на столь противоречивые отзывы критиков. Билеты раскуплены, права на кинопоказы (постановку покажут и в России — после 15 октября) проданы — и приглашение Камбербэтча уже оправдало себя.
Для актера же этот опыт тоже можно назвать полезным. Это его первая театральная работа с 2011 года — после поставленного Дэнни Бойлом «Франкенштейна», за который Камбербэтч был удостоен премии имени Лоуренса Оливье. И возвращение в определенном смысле триумфальное — позволяющее вспомнить те времена, когда он еще не был Шерлоком, не играл в «Звездном пути», не претендовал на «Оскар» за роль математика Алана Тьюринга и не собирался стать Доктором Стрейнджем в марвеловских кинокомиксах.
И, возможно, главным для актера стал отзыв его матери, актрисы Ванды Вентхам, которая присутствовала на премьере и описала сыгранного сыном героя как «чертовски хорошего Гамлета».