Министр культуры Италии Дарио Франческини объявил о масштабном обновлении штатов. Новых директоров получили многие известные культурные институции страны — в их числе, например, галерея Уффици, Академия Флоренции, миланская Пинакотека Брера, неаполитанский музей Каподимонте. В общей сложности кадровые назначения коснулись двадцати музеев.
Половину из них возглавили женщины, а треть — иностранные специалисты.
Объявление о конкурсе, победителям которого предоставлялась возможность возглавить знаменитые культурные учреждения Италии, появилось в англоязычном журнале Economist в начале 2015 года. Несмотря на жесткие требования к кандидатам – необходим был пятилетний опыт в культурном менеджменте и наличие диплома соответствующей специальности, – претендентов оказалось больше тысячи. Точнее, на должности претендовали 1222 человека, и лишь 80 из них были иностранцами.
Итальянский минкульт отобрал 20 счастливчиков. Любопытно, что доля специалистов из зарубежья в итоговой двадцатке оказалась значительно больше, чем среди кандидатов, – им досталась треть вакансий, которые заняли три немца, два австралийца, канадец и француз.
Так, галерею Уффици возглавил эксперт по скульптуре Ренессанса и барокко немец Айке Шмидт, который до этого работал в Getty Museum в Лос-Анджелесе и был руководителем лондонского офиса аукциона Sotheby's.
Это первый директор-неитальянец в пятисотлетней истории Уффици.
Еще один представитель Германии стал главой флорентийской Академии, в которой находится оригинальный «Давид» Микеланджело, — теперь за сохранность этой скульптуры отвечает историк Сесиль Холлберг, которая с 2010 года была директором муниципального музея Брауншвейга.
Национальность и пол не учитывались при назначении, пояснил министр культуры Италии Дарио Франческини. По его словам, кандидаты отбирались исключительно по опыту работы.
«Они были выбраны на основе их опыта. Естественно, они должны понимать итальянское искусство и говорить по-итальянски, — рассказал Франческини британской газете The Guardian. — Эта дискуссия [о национальности и гендерной принадлежности] в музейной среде не имеет смысла — все определяется резюме».
Статуя Давида работы Микеланджело в флорентийской Академии
Fabrizio Giovannozzi/APКаждому новому директору поставлена задача разработать инновационную программу развития своей институции, которая сможет произвести впечатление и на местных жителей, и на туристов. Кроме того, от них ждут, что они придумают новые модели финансирования (например, привлекут частные пожертвования), поскольку бюджет Италии готовится к сокращению.
И, кстати, еще четыре места достались итальянцам, которые вернулись на родину после работы в зарубежных музеях.
Кроме всемирно известных Уффици и Академии иностранцы также возглавили Национальную галерею дель Марш в Урбино (австриец Петер Офрайтер, в прошлом директор венского Бельведера), палаццо Дукале в Мантуе (еще один австриец Петер Ассманн), Археологический парк Пестум (Габриель Цухтригель из Германии), музей Каподимонте в Неаполе (Сильвейн Белленжер из Франции). А директором Пинакотеки Брера в Милане стал канадец Джеймс Брэдберн, который до этого девять лет руководил палаццо Строцци во Флоренции.
«У многих из этих музеев мало посетителей, зато у них имеются замечательные коллекции и есть большой потенциал для развития», — отметил Франческини.
Тем временем в России
Российские музеи традиционно обходятся отечественными специалистами, их никогда не доверяли иностранцам.
По мнению президента ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой, происходит это из-за различия условий жизни и из-за разницы в зарплатах в России и за рубежом.
«Представить себе, что в какой-то из наших музеев придет кто-то из-за рубежа, в принципе, можно», — заметила Антонова в беседе с РИА «Новости». Но, добавила она, условия работы здесь вряд ли устроят квалифицированного западного специалиста.
Аналогичная ситуация и в других областях культуры. Театры часто приглашают иностранных, например, хореографов для отдельных постановок, но не для постоянной работы на руководящей должности. Исключений немного.
Балетной труппой Михайловского театра в Петербурге несколько лет руководил испанец Начо Дуато.
По завершении контракта в 2014 году он перебрался в Берлин. Теодор Курентзис, который более 20 лет живет в России, был дирижером-постановщиком Новосибирского театра оперы и балета, а с 2011 года работает худруком Театра оперы и балета в Перми, получил российское гражданство только год назад.
Только в области равноправия полов Россия, можно сказать, впереди — два из трех главных художественных музеев страны вот уже много лет возглавляют женщины: Антонова и Марина Лошак в ГМИИ, Ирина Лебедева и Зельфира Трегулова в Третьяковской галерее.