Восемь человек в разных концах света на время выпадают из реальности и видят одну и ту же сцену — самоубийство не знакомой им растрепанной женщины (Дэрил Ханна) в каком-то заброшенном здании. Окружающие относятся к их видениям с большим сомнением, да и у них самих в жизни есть более важные дела.
Водитель фургончика из Найроби Кафеус (британский актер Амл Амин, которого можно было увидеть в «Чисто английском убийстве»), большой поклонник Жан-Клода Ван Дамма, занят зарабатыванием денег на лекарство для больной СПИДом матери; Вольфганг Богданов из Берлина (немецкий актер Макс Римельт) только что похоронил отца и продолжает криминальную карьеру «медвежатника». Калу из Мумбая (индийская актриса Тина Десае) ожидает организованная родителями свадьба с нелюбимым человеком.
Бизнес-леди Сун из Сеула (Пэ Ду На, известная по «Облачному атласу» и «Восхождению Юпитер»), вечерами подрабатывающая как участник боев без правил, никак не может занять подобающее место в жизни.
Проблемы есть и у лондонского диджея Райли (Таппенс Мидлтон, «Восхождение Юпитер»), и у трансгендерной девушки из Сан-Франциско, блогера и хактивиста Номи (сама менявшая пол актриса и модель Джеми Клейтон), и у вынужденного скрывать свою гомосексуальность мексиканского актера Лито (Мигель Анхель Сильвестре). И только чикагский полицейский Уилл Горски (Брайан Джейкоб Смит, игравший в сериале «Звездные врата: Вселенная») пытается разобраться в том, что с ним происходит, и найти тело погибшей. Искать становится проще, когда восьмерка начинает видеть не только момент убийства, но и общаться друг с другом.
Видеосервис Netflix вот уже несколько лет работает над собственным контентом. Первый блин у него оказался совсем не комом: политический триллер «Карточный домик» выдержал уже три сезона, хорошо была принята и тюремная драмедия «Оранжевый — хит сезона».
Ну а главной премьерой канала в этом году стал 12-серийный фильм Ланы и Эндрю Вачовски «Восьмое чувство», все эпизоды которого по принятой на Netflix схеме стали доступны для зрителей одновременно в этом месяце.
Речь идет не о мифическом «восьмом чувстве» — их по-прежнему всего пять, а на роль шестого что только не претендует. В оригинале название сериала «Sense 8» — это игра слов и аллюзия как на восьмерку главных героев, так и на то, что они перешли в новую генерацию человечества, способную чувствовать (буквальный перевод слова sensate) друг друга.
С проектом Вачовски сервис, конечно, рисковал.
Культовая «Матрица» вышла еще тогда, когда они были братьями, но с тех пор, как Ларри превратился в Лану, удача старательно обходила их стороной. Более-менее окупился в прокате только кинокомикс «V — значит Вендетта», где они были продюсерами и сценаристами, а их режиссерские работы — «Спиди-гонщик», «Облачный атлас» и совсем недавний фантастический боевик «Восхождение Юпитер» — с печальной неизбежностью проваливались.
На телевидение Вачовски отправились как в последний бой, собрав почти всех, с кем работали в кино последние годы: режиссеров Тома Тыквера («Облачный атлас») и Джеймса Мактига («V — значит Вендетта»), актеров из своих последних работ, а съемки сериала превратили во путешествие по всему миру. Берлинские сцены снимались в Берлине, Найроби — в Кении, индийские танцы ставили мастера из Болливуда. Над «Восьмым чувством» работали несколько съемочных групп, в каждом из эпизодов присутствует часть работы всех членов команды. Примерно по той же схеме снимается, например, «Игра престолов», и примерно так Вачовски делали «Облачный атлас».
Правда, экранизация сложного по композиции романа Дэвида Митчелла смотрелась бы в телеверсии уместнее, чем в трехчасовом прокатном варианте.
Сюжету же «Восьмого чувства» такой метод съемки только мешает. Камера без остановки и как-то заполошно скачет из Кении в Сеул, из Лондона в Сан-Франциско и из Чикаго в Германию. Вот полицейский Горски находит в гетто раненого чернокожего мальчика и везет его в больницу. Вот Вольфганг настраивается на взлом сейфа, а его напарник нервничает. Вот Номи занимается любовью с женщиной, а Лито — с мужчиной.
Смысл этих зарисовок авторы растолковывать не торопятся, а без объяснений они выглядят так, словно Вачовски пожалели выбрасывать отснятый материал.
Гомосексуальную пару вот уже шесть сезонов можно наблюдать в «Американской семейке», о жизни трансгендерной женщины — узнать из сериала «Очевидное» («Transparent»), который у тому же еще и комедийный, а по уровню насилия и откровенных сцен та же «Игра престолов» оставляет «Восьмое чувство» далеко позади. Даже основную идею сериала его авторы, кажется, позаимствовали у братьев Стругацких и придуманных ими люденов.
Конечно, вряд ли Вачовски знакомы с миром полудня или читали «Волны гасят ветер» (хотя на английский повесть переведена), да и сам их сериал не совсем об этом. Но авторам «Восьмого чувства» предстоит очень постараться, чтобы удержать внимание зрителей вплоть до последнего, 12-го эпизода, когда они будут вынуждены завязать все истории в тугой узелок, чтобы не оставить зрителей разочарованными. Правда, Вачовски, скорее всего, все же оставят напоследок несколько зацепок — на случай, если боссы Netflix найдут деньги и желание сделать второй сезон.