«Кинотавр» — это, разумеется, прежде всего кино, но важнейшей частью фестиваля является включение в жизнь Сочи в отпускной сезон. После церемонии открытия, на которой звезды срывали овации на красной дорожке, пришло время неформальных коммуникаций. В гостинице «Жемчужина» утром первого официального дня тяжелее всего пришлось, кажется, звезде сериала «Глухарь» Максиму Аверину, который долго не мог покинуть лобби отеля — необходимо было сфотографироваться со всеми желающими. Евгений Стычкин тем временем давал мастер-класс по плаванию счастливчикам, оказавшимся на выделенной фестивалю пляжной зоне. Там же можно было встретить, скажем, вальяжно прогуливающихся гостей фестиваля уровня Льва Лещенко, вышедшего на побережье с неизменной улыбкой и сразу в плавках.
Жители Сочи, уже четверть века наблюдающие за эволюцией «Кинотавра», традиционно встречают фестиваль как свой личный праздник и непременный шанс на несколько секунд славы.
Так, скажем, актер Андрей Смоляков покорно позировал со всеми желающими на ступенях Зимнего театра перед показом первой конкурсной картины «14+», а Татьяна Догилева запросто беседовала с почитателями ее таланта после «Горизонта» — короткометражной ленты о пожилой паре в Юрмале, которая стала дебютом актрисы в качестве кинопостановщика.
Что касается основного конкурса, то 26-й «Кинотавр» стартовал крайне ударно, несмотря на все переживания по поводу сокращения финансирования Минкульта и кризис вообще.
Первым фильмом конкурсной программы стал «14+» Андрея Зайцева. Картина имеет простодушный подзаголовок «История первой любви», однако на деле не так прямолинейна, как кажется. Через сюжет из жизни «поколения «ВКонтакте» режиссер умудрился рассказать сразу о двух поколениях и их связи — заявленных в названии (как главный герой и его возлюбленная) и 30-летних (как его молодая мамаша). Сила фильма, как это водится с картинами о подростках, в деталях. Во-первых, режиссер подчеркивает, что отсутствие вкуса в этом возрасте не порок, составляя один из самых витальных саундтреков года (состоит он в основном из русского ска-панка). Во-вторых,
здесь на редкость достоверно описаны механика и психология отношений мальчиков и женщин, в которых стремительно вылупились вчерашние одноклассницы.
Вторым фильмом первого дня стали «Ангелы революции» от автора «Овсянок» и «Первых на Луне» Алексея Федорченко. Совместно с постоянным сценаристом Денисом Осокиным («Овсянки», «Небесные жены луговых мари») Федорченко в очередной раз показал, что более всего кинематограф его интересует в мифотворческом смысле. «Ангелы» — история о нескольких пламенных революционерах, которые в 1930-х годах отправляются прививать советскую власть ханты и ненцам. Трагический сюжет, основанный на реальных событиях, превращен Федорченко в живописный трагифарс, рассказывающий скорее о надеждах первых лет советской власти, чем о том, чем они в реальности обернулись.