В прокат выходит картина «Призрак» об амбициозном летчике Юрии Гордееве, который трагически погибает в автокатастрофе, но не спешит покидать эту землю. Главного персонажа фильма сыграл Федор Бондарчук, начавший свою актерскую карьеру еще в 1986 году ролью царевича Федора в фильме своего отца Сергея Бондарчука «Борис Годунов». С тех пор Бондарчук-младший прославился не только как актер, но и как продюсер, и все-таки редкий российский зритель мгновенно не узнает его, увидев на экране. Таким удивительным разнообразием ролей может похвастаться, пожалуй, только американский актер Джеймс Франко (http://www.gazeta.ru/culture/2014/11/28/a_6318949.shtml). «Газета.Ru» вспомнила самые разноплановые роли в карьере Бондарчука.
Князь Мышкин в шапочке
«Даун Хаус» (2001)
И даже мечта любого актера, роль князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот», досталась Федору Бондарчуку. Правда, в осовремененной версии режиссера и сценариста Романа Качанова. Компанию на съемках фильма, от которого Достоевский, скорее всего, перевернулся бы в гробу, составил Иван Охлобыстин, исполнивший роль Парфена Рогожина. Настасья Филипповна здесь ходит в чулках и с огуречной маской на лице, князь Мышкин едва не начинает принимать наркотики, а Тоцкий в исполнении Артемия Троицкого ругается матом. Впрочем, получился довольно милый фильм, в котором от Достоевского, конечно, остались одни имена и пунктир сюжета.
Прапорщик Хохол
«9 рота» (2005)
Как актер Бондарчук отправлялся не только на тот свет, но и на войну. Причем отправил он туда себя сам в качестве прапорщика в первом срежиссированном им фильме «9 рота», снятом по мотивам реальных событий:
действие происходит за несколько месяцев до полного вывода советских войск из Афганистана, а 9-я рота — реально существовавшее легендарное подразделение Советской армии, оставленное один на один с противником.
Бондарчук играет прапорщика по прозвищу Хохол, а главные действующие лица в фильме — это Чугун, Лютый, Воробей, Джоконда, Стас, Ряба и Пиночет — молодые призывники, прошедшие подготовку в «учебке», прежде чем попасть в 9-ю роту. Фильм частично обвинили в чересчур вылизанной картинке, однако Бондарчуку удалось то, что в нашей стране в кино происходит не так уж часто: создать масштабную, зрелищную и личностную картину одновременно. И, конечно, самому же в ней сняться. А какой режиссер втайне об этом не мечтает?
Загробный инструктор
«Я остаюсь» (2006)
За свою карьеру Бондарчук успел не раз побывать на том свете. В дебютном фильме Карена Оганесяна он играет, правда, не самого погибшего, а инструктора, который ведет людей, находящихся в коме, по определенному пути.
И сильно нервничает, когда его не слушают.
Костюмы в картине у всех одинаковые, но из кадра в кадр Бондарчук все-таки умудряется слегка оголить грудь с помощью V-образного выреза. В главной роли колеблющегося мертвеца в последний раз на киноэкране появился замечательный Андрей Краско.
Влюбленный чиновник
«Два дня» (2011)
В фильме Авдотьи Смирновой Бондарчук сыграл высокопоставленного чиновника из Москвы, который приезжает в почти лишенный финансирования музей вымышленного классика русской литературы. Цель у него самая циничная — отнять землю у учреждения культуры и построить на его месте очередную резиденцию губернатора.
Планы холеного богача резко меняет простая девушка из провинции в исполнении Ксении Раппопорт, которая, разумеется, практически с первого знакомства завоевывает сердце чиновника.
Федору Сергеевичу в этом фильме приходится первую часть быть негодяем, а вторую изображать чуткого любовника, добиваясь расположения пугливой провинциалки, помешанной на русской литературе. Актеру одинаково идут и дорогой костюм, и отсутствие рубашки — этим приемом, правда, режиссер иногда злоупотребляет.
Усатый майор
«Шпион» (2012)
В экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина Бондарчуку досталась роль крайне усатого старшего майора Октябрьского, который вместе с лейтенантом Дориным (Данила Козловский) пытается выведать планы Германии по дезинформации Сталина о нападении Гитлера. Фильм снят в причудливой форме кинокомикса, объединяющей в себе и старую Москву, снятую в Минске, и Москву непостроенную, созданную с помощью современных спецэффектов, и кинохронику. По мнению многих кинокритиков, режиссер Алексей Андрианов стал первым, кто смог адекватно перенести прозу Акунина на большой экран.
Погибший летчик
«Призрак» (2015)
На этот раз герой Федора Бондарчука все-таки умер, причем в самом начале фильма. Летчик Юрий (согласно неизменному стилю, в ослепительно-белой полурасстегнутой рубашке) погиб в автокатастрофе и вынужден расхаживать в таком виде весь фильм. Но идея «Призрака» не в этом: видеть Юрия может только заикающийся школьник-неудачник Ваня Кузнецов, который поначалу категорически отказывается сотрудничать с босым призраком, но потом смягчается — когда тот помогает ему ответить на физике. Федор Бондарчук здесь и неверный муж, который начинает ценить жену только после смерти, и плохой друг, который понимает своего товарища лишь в последний момент, и лжец (говорит Ване, что в него влюбилась одноклассница), и все-таки просто добрый малый, который вполне достойно представляет качественное зрительское кино в России.