До церемонии вручения «Оскаров-2015» осталось совсем немного времени: награждение лауреатов пройдет в Лос-Анджелесе в воскресенье, 22 февраля. Российские зрители не увидят премию в прямом эфире: Первый канал покажет отредактированную версию через сутки после того, как «Оскар» подведет киноитоги прошлого года.
Так же было и в 2014-м, когда оскаровская трансляция была отменена из-за событий на Украине.
Тем не менее сам «Оскар» пройдет независимо от российского телеэфира (он будет идти в прямой трансляции на телеканале ABC, в России будет раннее утро 23-го). Свои награды к этому времени вручили все возможные профессиональные гильдии, а также два главных оскаровских барометра — «Золотой глобус», вручаемый Ассоциацией иностранной прессы в Голливуде, и BAFTA, приз Британской киноакадемии. Шансы номинантов получить статуэтку уже посчитаны и проанализированы — и не только киноведами и кинокритиками,
но и букмекерами, которые не могут пройти мимо главной награды в области кино.
Взяв за основу ставки одной из крупнейших букмекерских контор мира — британской компании Ladbrokes — и полученные претендентами награды, в ночь на понедельник «Газета.Ru» будет вести онлайн-трансляцию церемонии, а пока приглашает читателей вручить свои «Оскары», пытается сама угадать победителей в четырех главных и одной «нашей» номинациях премии.
Лучший фильм
В этом году претендентов на звание лучшего фильма восемь (допускается от пяти до десяти), но наибольшие шансы, по мнению букмекеров, имеют «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (ставка на эту картину — 4/7) и «Отрочество» Ричарда Линклейтера (6/4).
Выигрыш остальных картин менее вероятен. Так, на «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «Игру в имитацию» Мортена Тильдума ставки принимаются из расчета 25/1, шансы «Снайпера» Клинта Иствуда оцениваются как 40/1, а «Одержимость» Дамьена Шазеля, «Сельма» Авы Дюверней и «Вселенная Стивена Хокинга» Джеймса Марша могут получить приз только чудом (100/1).
С точки зрения других премий все не так однозначно. «Бердмен», конечно, получил награду Гильдии продюсеров США (которая редко ошибается), а «Лучший фильм» — категория как раз продюсерская.
Но вот остальные кинонаграды обошли эту картину о постаревшем исполнителе роли супергероя стороной (за исключением Гильдии актеров, вручившей картине приз за ансамбль).
Большая часть кинонаград этого сезона досталась «Отрочеству» и «Отелю «Гранд Будапешт», которые поделили между собой «Золотые глобусы» (в драме и комедии соответственно), а «Отрочество» получило еще и BAFTA.
«Снайпер» славен небольшим скандалом относительно показа насилия в кино (это экранизация воспоминаний «морского котика» Криса Кайла, служившего в Ираке и ставшего рекордсменом по убитым среди всех снайперов американской армии) и достижениями в прокате (он заработал столько же, сколько все остальные номинанты, вместе взятые), но ни одной толковой награды не получил. «Одержимость» отметилась только победой на прошлогоднем фестивале «Сандэнс», «Сельма» рассказывает о борьбе за отмену расовой сегрегации в 1960-х годах и была награждена лишь Ассоциацией кинокритиков-афроамериканцев. «Игра в имитацию» об Алане Тьюринге получила премию BAFTA лучшему британскому фильму и превратилась в локальную историю, а «Вселенная Стивена Хокинга» может похвастаться только призом зрительских симпатий на международном кинофестивале в Торонто.
Выбор «Газеты.Ru»: «Отрочество»
Лучший режиссер
Букмекеры Ladbrokes и в этой номинации не смогли толком выбрать между «Бердменом» и «Отрочеством», но по ставкам Иньярриту выигрывает у Линклейтера с небольшим отрывом — 4/7 против 5/4. Остальные претенденты на режиссерскую награду далеко позади: у Андерсона («Отель «Гранд Будапешт») шансы 50/1, у Тильдума («Игра в имитацию») — 66/1, а у Беннета Миллера, автора «Охотника на лис», — 80/1.
Если же посчитать награды, то Линклейтер резко вырывается вперед. Он уже выиграл такие же номинации на «Золотом глобусе» и BAFTA и получил «Серебряного медведя» за режиссуру на прошлогоднем Берлинском кинофестивале.
Иньярриту же может похвастаться только победой на премии Гильдии режиссеров США, но именно этот приз перевесил в глазах букмекеров все заслуги Линклейтера.
Шансы на победу у остальных претендентов действительно невелики. У Андерсона нет ни одной режиссерской награды, Тильдум получил такую на Голливудском кинофестивале, а Миллер — в Канне.
Выбор «Газеты.Ru»: Ричард Линклейтер («Отрочество»)
Лучший актер
В этой номинации, если верить Ladbrokes, фаворит один — это Эдди Редмэйн, убедительно сыгравший Стивена Хокинга в экранизации мемуаров первой жены великого физика; ставки на него принимаются как 4/1. Правда, букмекеры не исключают, что победителем окажется Майкл Китон (на сыгранную им постаревшую суперзвезду в «Бердмене» ставят из расчета 11/4) или даже Брэдли Купер (сыграл главную роль в байопике лучшего американского снайпера всех времен, получил 20/1). У Бенедикта Камбербэтча (Алан Тьюринг из «Игры в имитацию») и Стива Каррелла (который выступил в неожиданно драматической роли в «Охотнике на лис») шансов на премию нет совсем — 50/1 и 100/1 соответственно.
Если же учитывать награды премиального сезона,
то, кроме Редмэйна, американским киноакадемикам и выбирать некого.
Британский театральный актер за последний год заработал статус настоящей звездочки; кроме «Вселенной…» он сыграл у Ланы и Энди Вачовски в фантастическом фильме «Восхождение Юпитер». Еще Редмэйн стал прорывом года на кинофестивале в Торонто, выиграл премии «Золотой глобус» (как лучший драматический актер) и BAFTA, а также стал лауреатом награды Гильдии киноактеров. У Китона наград не в пример меньше (за «Бердмена», конечно) — премия «Выбор критиков» за лучшую мужскую роль и приз актерской гильдии в составе актерского ансамбля фильма. Купер на «Выборе критиков» стал лучшим актером в боевике, но этого мало, чтобы претендовать на главный киноприз. У Камбербэтча и Каррелла за их роли наград, можно сказать, и нет.
Выбор «Газеты.Ru»: Эдди Редмэйн («Вселенная Стивена Хокинга»)
Лучшая актриса
В этой номинации букмекеры еще более категоричны: победит, по их мнению, Джулианна Мур, сыгравшая больную «альцгеймером» женщину-преподавателя в фильме «Все еще Элис», экранизации одноименного романа Лизы Геновы. Шансы на этот исход оцениваются как 1,2/1, то есть ставка на Мур доходов не принесет.
Соперницы тоже, конечно, могут рассчитывать на награду, но вероятность такой коллизии очень невелика.
Ставки на Риз Уизерспун (сыграла главную роль в «Дикой», экранизации мемуаров туристки-одиночки Шерил Стрэйд) рассчитывают как 20/1, на Розамунду Пайк (одна из немногих номинаций фильма Дэвида Финчера «Исчезнувшая») — как 33/1, Фелисити Джонс (жена главного героя во «Вселенной Стивена Хокинга») — как 50/1, а на Марион Котийяр («Два дня, одна ночь» братьев Дарденн) — 66/1.
Что касается признания коллег, то и тут Джулианна Мур, кажется, выиграла все возможные награды. Собственно, подавляющее большинство номинаций на различные премии заработано именно ею. И получила она немало, от приза Гильдии киноактеров и «Выбора критиков» до «Золотого глобуса» и BAFTA. Остальные претендентки такой коллекцией похвастаться не могут.
Выбор «Газеты.Ru»: Джулианна Мур («Все еще Элис»)
Лучший фильм на иностранном языке
Эта категория традиционно вызывает у букмекеров затруднения; в этом году они пророчат победу сразу трем фильмам из пяти. Лидирует с небольшим отрывом польская «Ида» Павла Павликовского (3/1), а сразу вслед за ней — российский «Левиафан» Андрея Звягинцева (4/1) и аргентинские «Дикие истории» Дэмиана Шипрона. Шансы мавританского «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако и эстонских «Мандаринов» Зазы Урушадзе очень невелики (33/1 и 50/1).
С точки зрения кинематографической победить может любой из этих фильмов, в том числе и рассказывающие о жизни эстонцев в Грузии «Мандарины» или актуально-политическая драма «Тимбукту».
Но на самом деле борьбу за главный приз ведут только «Ида» и «Левиафан».
Обе эти картины вызвали полемику в своих странах: «Левиафан» ругали, например, за очернение российской действительности, а «Иду» — за тему участия поляков в убийствах евреев во время Второй мировой войны. У этих фильмов сонм наград различных кинофестивалей, и непонятно, что весомей — приз за сценарий Каннского кинофестиваля у «Левиафана» или четыре награды от Европейской киноакадемии у «Иды». После победы фильма Звягинцева на «Золотом глобусе» ставки на обе ленты были одинаковы, а «Ида» вырвалась вперед после победы на BAFTA. «Дикие истории» тоже не остались без наград, но лишь в испаноязычном мире; сможет ли победить комедийный альманах из шести короткометражек на «Оскаре» — увидим через два дня.
Выбор «Газеты.Ru», сделанный из соображений патриотизма: «Левиафан» Андрея Звягинцева