В сентябре 2003 года телеканал CBS начал показ нового сериала. В пилотном эпизоде ситкома «Два с половиной человека» в особняк композитора Чарли Харпера (Чарли Шин) переезжает его брат Алан (Джон Крайер). Чарли зарабатывает на жизнь сочинением рекламных песенок, образ жизни ведет свободный, а Алан только что развелся — и бывшая жена выгнала его из дома. К Алану по выходным приходит сын Джейк (Ангус Джонс), в воспитании которого теперь вынужден принимать участие и Чарли, которого новые обстоятельства нисколько не радуют.
Сериал сразу стал популярным, он регулярно номинировался на телепремии (и даже изредка получал награды), а зрители внимательно следили за судьбой Чарли, Алана и Джейка.
В 2011 году персонаж Шина исчез из шоу вслед за увольнением актера, а воспитанием Алана и Джейка занялся купивший оставшийся без хозяина дом миллиардер. Впрочем, без Чарли Шина сериал продержался лишь четыре года — с постоянно падающими рейтингами и расползающимся по швам сюжетом. 19 февраля в эфир выйдет последний, сдвоенный эпизод. «Газета.Ru» вспоминает, что позволило «Двум с половиной...» стать одним из популярнейших шоу нулевых, и разбирается, почему сериал не смог устоять после ухода одного из актеров.
Человек, который все придумал
Жизнь телепродюсера Чака Лорри сложилась причудливо, и долгое время с телевидением он никак не пересекался. В молодости после двух лет учебы бросил университет и следующее десятилетие колесил по США в качестве сессионного гитариста и как-то написал для Дебби Харри хит «French Kissin' in the USA». Потом почти остепенился, начал писать музыку для телешоу (например, для мультсериала 1987 года «Черепашки-ниндзя»), пробовал себя как сценарист.
А в 1993-м добился запуска собственного ситкома «Грейс в огне» с Брет Батлер в роли отважной многодетной матери.
«Грейс в огне» первые два сезона хвалили критики, он был одним из лидеров телевизионных рейтингов, а номинации на «Золотой глобус» следовали одна за другой. На волне успеха Лорри запустил еще один ситком — «Сибилл», а в 1997-м, когда первые два его шоу почти исчерпали свой потенциал, придумал семейную комедию «Дарма и Грег». После ее завершения и родились «Два с половиной человека» — в которых Лорри, видимо, выплеснул наружу все свои мысли по поводу семейной жизни. На этом он не успокоился — с 2007 года на CBS идет и не думает завершаться «Теория Большого взрыва».
Человек, который все вытянул
Все придуманные Лорри сериалы — своего рода вечные двигатели, которые могут работать бесконечно долго. При одном условии — если в них есть самый главный персонаж, способный тянуть шоу, невзирая ни на что и чуть ли не в одиночку. В «Грейс» это была героиня Батлер, в «Теории…» — герой Джима Парсона, странноватый физик-теоретик Шелдон Купер. Повезло с актером и сериалу «Два с половиной человека» — на роль Чарли Харпера согласился Чарли Шин.
Шин в 80-е играл во «Взводе» и «Уолл-стрит», но потом как-то незаметно доснимался до пародий типа «Очень страшное кино».
Именно в это время он оказался в новом ситкоме Лорри — и сделанный продюсерами выбор попал прямо в яблочко. В сериале «Два с половиной человека» Шин играл то ли самого себя, то ли того, кем очень хотел стать — умудренного жизненными опытом и любимого женщинами ловеласа, который живет на широкую ногу и ни в чем себе не отказывает. Образ зрителям понравился: пилотный эпизод сериала посмотрело почти 18,5 млн человек, да и в дальнейшем аудитория редко опускалась ниже 15 млн. Для CBS результат более чем достойный.
Человек, который все сломал
Долгие семь лет все шло по накатанной колее. Придуманный Чаком Лорри сюжет успешно развивался, а Чарли Шин постепенно становился звездой такого масштаба, который ему никогда не снился. Он даже стал самым высокооплачиваемым актером американского телевидения — за один эпизод «Двух с половиной человек» он получал $1,25 млн. Правда, личная жизнь актера мало походила на жизнь его экранного персонажа. Шин еще до начала работы в сериале женился на Дениз Ричардс, потом, после развода, заключил брак с еще одной актрисой — Брук Мюллер.
А в один совсем не прекрасный момент Шин вдруг окончательно стал Чарли Харпером, но в реальной жизни это оказалось не так смешно, как на экране.
Это случилось в январе 2011 года, в самый разгар восьмого сезона шоу. Шин, у которого и до этого были проблемы с алкоголем и наркотиками и на котором висело обвинение в домашнем насилии, после очередной затяжной вечеринки оказался в больнице, а из нее переехал в реабилитационный центр. Съемки оставшихся серий сначала были приостановлены (почти на месяц), а после громкого заявления актера, обвинившего Лорри в непрофессионализме, отменены вовсе. В результате Шин вылетел из сериала без выходного пособия (Лорри даже собирался подать на него в суд за клевету), а сезон закончился на 16-й серии вместо 24-й. Под вопросом было и продолжение шоу — всем (в том числе и оскорбленному в лучших чувствах Лорри) было понятно, кому «Два с половиной человека» обязаны своим успехом.
Человек, который заменил Шина
Пару месяцев сериал провел в подвешенном состоянии. Шин пытался судиться с продюсерами (сумма иска составила невероятные $100 млн), снова бузил, его дом обыскивала полиция, а сам он закатывал шумные вечеринки с порнозвездами. Создатели «Двух с половиной человек» в это время, судя по всему, взвешивали за и против замены главного героя на кого-то еще. В мае 2011-го стало известно, что шоу будет продолжено, а на место скандалиста Шина приглашен Эштон Кутчер — молодой актер, карьера которого хоть и не блистала, но развивалась достаточно ровно; в его фильмографии, например, роли в фильмах «Эффект бабочки» и «Однажды в Вегасе». Еще он был известен как муж Деми Мур.
Замену Чак Лорри провел так, чтобы отрезать Шину любую возможность вернуться — его персонаж уехал в Париж и погиб там.
Первую серию девятого сезона, посвященную похоронами Чарли Харпера, посмотрели почти 29 млн человек, что стало абсолютным рекордом в истории сериала.
Кутчеру же досталась роль Уолдена Шмидта, миллиардера с разбитым сердцем, который покупает бывший дом Чарли и из разных соображений позволяет Алану остаться в нем. Актер унаследовал от предшественника звание самой высокооплачиваемой телезвезды (правда, получал он меньше Шина — всего миллион долларов), а также проблемы в личной жизни — уже осенью того года Кутчер и Мур развелись. Впрочем, вскоре он начал встречаться с Милой Кунис, и вроде у них все хорошо.
Человек, которого ждут в финале
Казалось, «Два с половиной человека» смогли выбраться из той ямы, в которую их загнал блудный Шин. Но рекордные рейтинги продержались лишь две серии, а потом начали уменьшаться. Финал 9-го сезона собрал у экранов 11,6 млн зрителей, 10-го — 12,8 млн, а 11-го — 8,4 млн. При этом персонаж Кутчера как-то незаметно оказался на вторых ролях, а тянул все шоу совершенно, кажется, не желавший такой ответственности Джон Крайер. Впрочем, он старался изо всех сил, и его усилия не остались не замеченным коллегами — в 2012 году он получил «Эмми» как лучший комедийный актер; раньше он номинировался на «Эмми» (и в 2009-м получил ее) лишь как актер второго плана.
Падающие рейтинги были не единственными проблемами шоу.
Игравший роль Джейка актер Ангус Джонс начинал в сериале 10-летним подростком. К началу 12-го сезона ему исполнился 21 год, он учится в колледже и еще год назад волей сценаристов был отправлен в армию. Кроме того, актер крайне религиозен и однажды назвал сериал «грязным». Внезапно появившаяся из ниоткуда дочь Чарли (ее сыграла Эмбер Тэмблин) адекватной заменой Джейку не стала.
Не стал спасением для шоу и фиктивный гей-брак между Аланом и Уолденом.
В общем, с уходом Шина сериал начал ожидаемо разваливаться — ведь исчезла одна из составляющих рецепта успешного шоу от Лорри, а ни Кутчер, ни Крайер эту роль на себя взять не смогли. Зрители также чувствуют, что любимому шоу чего-то не хватает, — и это порождает слухи о том, что в самой последней серии герой Шина все же появится. Слухи появляются не на пустом месте — хоть продюсеры и члены съемочной группы хранят загадочное молчание, Крайер недавно проговорился, что в один из дней его попросили не приходить на съемочную площадку и что там снимали — он не знает. Вместе с тем Крайер пообещал, что финал «Двух с половиной человек» (который называется «Конечно, он мертв», Of Course He's Dead) будет «очень эмоциональным».