«Красота повседневности» Робера Дуано в Мультимедиа Арт Музее
Париж, выхваченный с туристических открыток, живущий так, как будто никакого огромного мира вне его не существует, — в Мультимедиа Арт Музее показывают ретроспективу одного из главных фотографов ХХ века Робера Дуано.
Он снимал все, что подбрасывала ему улица: во время войны — пустующие переулки и баррикады, после — рынок Ле-Аль, Монмартр и его завсегдатаев.
Его манеру, которую часто сравнивают с шансоном, можно было бы назвать фотографическим собирательством, которое основано на доверии к случаю. Отвергнув предложение вступить в легендарное фотоагентство Magnum, куда его зазывал великий Анри Картье-Брессон, Дуано тем не менее стал рыцарем ордена Почетного легиона и автором десятка хрестоматийных кадров, самый известный из которых — «Поцелуй на площади Отель-де-Виль». На нем целующаяся парочка снята на фоне суетящихся горожан. Его Париж выглядит обжитым и очень тесным. Жизнь в нем вертится вокруг целующихся на улице влюбленных, булочников и шарманщиков и играющих детей. Словом, все как в фильмах Жан-Люка Годара или во сне, только лучше. 12.02–10.05
«Кристто & Эндрю: Текучие портреты» в ММСИ
Пуэрториканец Кристто Санс и южноафриканец Эндрю Вейр живут в Катаре и перекодируют традиционные образы на язык современной фотографии и видео. Однако их «Текучие портреты» — это не не заурядный стеб, а внятная историко-культурная работа.
Иногда эти снимки напоминают сюр в духе Сальвадора Дали или даже Луиса Бунюэля, иногда выглядят как жутковатая насмешка над жителями Дохи.
Работа «Вещи, которые нас соединяют», например, на которой запечатлен араб, отмахивающийся от стервятников чемоданами в пустыне, — пародия на консервативных кураторов, у которых руки заняты исключительно поднадоевшими традициями. Даже режущий глаз цвет нужен авторам, чтобы отгородиться от местной фотографической школы, которая приемлет только черно-белые снимки. 16.02–29.03
Мэри Рейд Келли в ММСИ
Американка Мэри Рейд Келли сняла сюрреалистическое видео с героями в масках и париках, которые напоминают гротескных уродцев со снимков Роджера Баллена и персонажей фильма «Донни Дарко» одновременно. Их лица выкрашены в белый цвет, черным контуром прорисованы искаженные линии губ, подбородка и глаз.
Правда, рассказывает художница не о деформациях личности, а о стереотипном поведении мужчин и женщин и желании вырваться за рамки традиционных гендерных ролей.
Одни видят в ее видеоновеллах оммаж классическим образцам экспрессионизма и сюрреализма, другие — социальный манифест. Ее работы впервые будут показаны в Москве в рамках биеннале. 19.02–29.03
Чэнь Цзяган в Московском музее современного искусства
В основе фотоистории Чэнь Цзяган — программа китайского правительства по созданию так называемого третьего фронта, разработанная в 1960-х. Тогда все крупные заводы и прочую инфраструктуру переносили в провинции Юньнань, Гуйчжоу и Сычуань, чтобы подстраховаться на случай военного конфликта с русскими. Глухие деревни обросли общежитиями и промышленными постройками. Однако глобальный исход, перевернувший жизни тысяч людей, закончился ничем:
сегодня эти места опустели и превратились в города-призраки.
Чэнь Цзяган ездил по ним с командой, в которую входило несколько моделей, позировавших фотографу на развалинах утопии в традиционных китайских платьях. На одних его снимках пустоши и постапокалиптические пейзажи, на других — следы индустриальной горячки. 19.02–29.03
Петр Ловыгин в ММСИ
С недавних пор ярославский фотограф Петр Ловыгин — обязательный участник разного рода фотобиеннале. Он
иллюстрировал пьесу Евгения Гришковца «Одновременно» и снял несколько клипов на его песни, объездил полмира, изучая культуру Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки и Кавказ.
Выпустил три книги об Индии, России и Грузии и придумал мифическую страну «костарику», которую заселил персонажами своих прошлых проектов. Серия «Черный карлик», навеянная фотографу романсом Вертинского, расширяет сказочное пространство, в котором существует Ловыгин. На этот раз он демонстрирует грустных клоунов и прекрасных принцесс, скучающих в поле ржи. Все они сняты в типичной для Ловыгина глянцевитой манере, которая идеально подходит и для широкоформатных полотен, выставленных в музее, и, например, для чехла на айфон. 16.02–29.03