Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы пытались создать 3D-драматургию»

«Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего

Режиссер Алексей Герман-младший рассказал «Газете.Ru» о своем новом фильме «Под электрическими облаками», вошедшем в конкурсную программу Берлинского кинофестиваля.

Сегодня в рамках основного конкурса Берлинского кинофестиваля пройдет мировая премьера «Под электрическими облаками» — нового фильма Алексея Германа-младшего. Эту картину — первую после «Бумажного солдата», получившего приз за режиссуру на Венецианском фестивале 2008 года, — Алексей Герман-младший снимал целых шесть лет. Идея фильма возникла у него еще в 2008 году, а съемки, прошедшие на Украине и в России, начались только в 2012-м. В связи с болезнью Алексея Германа-старшего режиссеру пришлось прервать работу над »...облаками» и вплотную заняться фильмом «Трудно быть Богом» — последней работой отца. Теперь «Под электрическими облаками» готов и представляет Россию в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Перед мировой премьерой фильма «Газета.Ru» расспросила режиссера о его картине, действие которой разворачивается в России 2017 года.

— Фильм пока почти никто не видел, в сети есть только небольшой синопсис. Расскажите, о чем картина?

— «Под электрическими облаками» — это такой многофигурный роман, немного в традиции XIX века. В советском кинематографе, знаете, был такой жанр — «производственная драма».

Вот наш фильм — это своего рода производственная драма о строительстве высотного дома, которое началось, но было в какой-то момент заморожено. Картина рассказывает о том, что происходит вокруг этого. Как живет гастарбайтер, приехавший на строительство, как живут наследники заказчика дома, скончавшегося за границей. Еще один герой — архитектор, мечтавший создать замечательное здание, отличное от убогой позднесоветской и постсоветской архитектуры.

Кроме того, зритель узнает о том, как оформлялась земля на этот дом, построенный на территории, принадлежавшей музею.

Параллельно рядом развивается криминальная история с похищением. Мы пытались создать такую 3D-драматургию — не только показать действие с разных точек зрения, но и его развитие во времени. Хотели исследовать все обстоятельства, фильм построен в том числе и на том, что все время открываются новые.

За счет всего этого мы постарались поймать и исследовать ощущение жизни в России, той жизни, которая выросла здесь после Советского Союза.

С другой стороны, мне важно, что это история про людей живых и порядочных, которые несмотря на коррупцию, кризис и прочее во что-то верят и пытаются что-то сделать.Мне кажется, что надо о них говорить, сказать, что «ребята, нас не так мало, как кажется, мы есть, мы здесь живем».

— У ваших героев есть какие-то реальные прототипы?

— Да, конечно. Первоначально я придумал фильм об архитекторе, но в процессе написания сценария стало понятно, что история обрастает новыми и новыми персонажами. Писалось все это с людей, в какой-то мере знакомых мне. В некотором смысле это, конечно, попытка анализа моего поколения. С другой стороны, эта история — она совершенно из жизни: молодые архитекторы часто терпят неудачи с амбициозными проектами.

Мы, кстати, с подачи нашего художника Елены Окопной провели конкурс на лучший проект для молодых архитекторов — дом-победитель и попал в фильм.

— А каков был первоначальный импульс для сценария?

— Хотелось проговорить какие-то простые вещи: как надо поступать, как не надо, что правильно, что неправильно. Какие-то вещи у нас проговорены четко и внятно, и я считаю, что это верно. В финале картины у нас героиня говорит, что поступки должны совершаться из невозможности поступать иначе, а не как считается правильным или удобным. В этих словах для нас квинтэссенция того, что мы хотели сделать.

— Почему действие фильма разворачивается в будущем?

— Нам показалось, что картину про настоящее лучше кидать немного вперед — чтобы время успело дойти до того, что мы пытаемся уловить. Кино вообще, на мой взгляд, должно немного опережать время. Особенно если речь идет, как у нас, о жизни вокруг больших городов, в которой все меняется очень быстро. Помню, когда в 2008-м выходил «Бумажный солдат», меня очень ругали за звучавшие в фильме разговоры об ответственности интеллигенции. Прошло всего два года, и все те же слова зазвучали в реальности из уст многих. Хочется идти в этом же направлении, говорить о корневом. С другой стороны, в фильме вообще важна тема времени в России. Здесь время время движется не из точки А в точку B, а одновременно вперед, влево, вправо, назад и спиралями.

— Поправьте, если я ошибаюсь, но из ваших слов следует, что здание, о котором идет речь в фильме, — это для вас что-то вроде метафоры постсоветской России…

— Да, многие меня уже об этом спрашивали. Нет, мы здание просто искали талантливое, но весь фильм — это в некоторой степени попытка познания нашего времени и нас самих художественными средствами.

Здесь не только история, но и ощущение страны в преддверии большой войны, кризиса, каких-то трагических событий, но страны, в которой все равно еще растет что-то живое.

Проще говоря, мы не «прожектор перестройки». Важно было закрепить ощущение, что при всей сложности и холодности окружающего мира что-то пробивается из-под снега. Фильм и снимался ради разговора об этом живом.

— Вы говорите, что фильм снимался на Украине. А российские государственные деньги в бюджете есть?

— Да, это российско-украинско-польское производство. Мы получили финансирование еще в 2010 году, но сейчас, в связи с войной на Украине, к нам будут относиться настороженно. При этом большая часть средств — негосударственные. Нам помогали наши друзья, замечательные люди. К счастью, Первый канал купил картину для телепоказа. У нас отличные продюсеры: Артем Васильев, Андрей Савельев, Рушан Насибулин и другие.

— Прокатные даты уже есть?

— Пока нет. Нам бы очень хотелось выпустить фильм в конце весны.

— Последние инициативы Минкульта, касающиеся очерняющих Россию фильмов, не коснутся «Под электрическими облаками», как вам кажется?

— Мне уже немного неудобно говорить, что я никогда не снимал фильмов с матом (смеется). Так что тут нам бояться нечего. Хотя я считаю, что мат возможен в кино, если это органично. Что же касается остального, то у меня не было задачи кому-то понравиться или не понравиться. Насчет проблем: точно я могу сказать только то, что к нам будут относиться как минимум настороженно. Мы же все понимаем, что если захочется, то найти можно что угодно и где угодно — вопрос только в том, будет ли такое желание.

Новости и материалы
В Белгородской области отменили сигнал опасности атаки беспилотников
Министра обороны Италии экстренно госпитализировали
Стало известно о «массовом исходе» уехавших россиян из Турции
В Курской области отменили угрозу атаки беспилотников
Психолог дала советы, как помочь себе при ПМС
Стали известны четвертьфиналисты чемпионата мира по хоккею
В Сумской области на Украине повреждены энергетические объекты
В правящей партия Грузии заявили, что не соглашаются с критикой Венецианской комиссии
В России планируют запустить жилищные вклады
В Курской области снова объявили опасность атаки беспилотников
В Белгородской области объявлена опасность атаки беспилотников
Вероятность нанесения ракетных ударов сохраняется в Новороссийске
Британский аналитик назвал условие для окончания сражения за Донбасс
В Москве заявили о блокировании ЕС счетов Россотрудничества и культурных центров РФ
Новичка минского «Динамо» сравнили с одним из лучших российских вратарей НХЛ
Назван лауреат Международной Букеровской премии
Белоус считает, что «Зенит» может простимулировать «Краснодар» победить «Динамо»
Госсекретарь США заявил, что иранскому народу стало лучше от гибели Раиси
Все новости