«Когда свадьба?» Поля Гогена, около $300 млн
Картина 1892 года, на которой изображены две дикарки, — это энергичная экзотика в исполнении парижского брокера, впервые сбежавшего на Таити в 1891 году. Раньше полотно принадлежало швейцарскому коллекционеру, бывшему сотруднику аукционного дома Sotheby's Рудольфу Штехелину (Rudolf Staechelin). Вместе с другими работами собрания Штехелинов оно до сих пор хранилось в Художественном музее Базеля. Коллекцию, в которой сейчас около двадцати полотен импрессионистов и постимпрессионистов, начал собирать после Первой мировой войны дедушка Рудольфа Штехелина. Покупателем картины Гогена стала организация Qatar Museums. Правда, прежде чем отправиться в Катар, «Когда свадьба?» будет показана на выставке картин Гогена в Фонде Бейелера, в мадридском Центре искусств королевы Софии и в Phillips Collection в Вашингтоне.
«Игроки в карты» Поля Сезанна, $250 млн
В 2012 году греческий миллиардер Георг Эмбирикос незадолго до своей смерти продал одну из картин серии «Игроки в карты» Поля Сезанна, написанную в 1892–1893-м, катарской королевской семье за $250 млн. Оставшиеся четыре картины хранятся в музее Орсэ, в Метрополитен-музее, в Фонде Барнса и Институте искусств Курто. На первом полотне Сезанн пишет пять фигур: трое играют в карты, а двое наблюдают за игрой. Потом он постепенно избавляется от деталей, шлифует изображение, превращая его из типичной бытовой сценки в трактире практически в скульптурную композицию. На проданной в 2012 году картине осталось лишь два игрока в довольно простой и невзрачной обстановке, в которой некоторые видят мастерскую художника. Однако максимальной концентрации покоя и напряжения Сезанн достиг только в последней картине из серии 1895 года.
«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона, $142,4 млн
В ноябре 2013-го эксперты аукционного дома Christie`s оценили «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» 1969 года примерно в $85 млн. Однако тогда камерного формата картина ушла с молотка за $142,4 млн, став самым дорогим произведением искусства, проданным на открытых торгах до сих пор. Триптих выставлял на продажу неизвестный коллекционер из Европы, а приобрела его американская миллиардерша, совладелица сети казино Wynn Casino Empire Элейн Уинн. На трех картинках изображен художник Люсьен Фрейд — близкий друг Бэкона, вместе с которым они представляли Британию на Венецианской биеннале в 1954 году. Его фигура искажена и вытянута, лицо превращено в геометрическое месиво. Фрейд сидит в различных позах на тростниковом стуле, который вписан в строго расчерченное желто-коричневое пространство-клетку. Эту картину Бэкон писал в Лондонском королевском колледже искусств после пожара в его студии.
»№ 5, 1948» Джексона Поллока, $140 млн
Картину абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока на аукционе Sotheby's в 2006 году продавал продюсер и один из основателей кинокомпании DreamWorks Дэвид Геффен. Тогда мексиканский коллекционер Дэвид Мартинес приобрел ее за $140 млн. »№ 5, 1948» представляет собой традиционную для Поллока «живопись действия», то есть паутину линий и клякс, которая рождалась в процессе его полуритуальных танцев над холстом. Поллок разбрызгивал краску, нередко смешанную с песком, по разложенному на полу холсту. В этом расхаживании по картине он видел способ избавления от ограничивающих художника стандартных инструментов. Художник таким образом, по его мнению, врастал в свою картину и становился ее частью. Прежде чем попасть к Геффену, картина находилась в частной коллекции, а затем демонстрировалась в Музее современного искусства Нью-Йорка.
«Женщина III» Виллема де Кунинга, $137,5 млн
«Женщина III» абстрактного экспрессиониста де Кунинга — одно из жутковатых деформированных существ, с гигантскими бюстами, глазами и пастями, которых художник начал писать еще в 1940-х. Это одна из шести главных работ де Кунинга из серии «Женщины». Она стала еще одной картиной из коллекции Дэвида Геффена, проданной в том же 2006 году американскому финансисту Стивену Коэну. Полотно было написано в 1953 году. С 1970-х годов оно хранилось в Тегеранском музее современного искусства. Однако после исламской революции его пришлось исключить из экспозиции из-за строгих правил. Лишь в 1994 году картина была продана и вывезена из страны.