Маленький, социально неадаптированный мальчик любит конструировать незатейливое оружие и слегка душить свою и без того замученную маму (Эсси Дэвис). Та, в свою очередь, пытается и растить бедолагу сына, и оплачивать бесконечные счета, работая сиделкой. Семь лет назад, ровно в день рождения ребенка, погиб ее любимый муж, и она до сих пор не может ни смириться с потерей, ни забыть его. По вечерам они с мальчиком вместе осторожно проверяют, не спряталось ли где-то чудовище, которого так боится ребенок.
В ночной темноте вроде бы никого нет, но лишь до тех пор, пока семейство не находит загадочную книгу под названием «Бабадук».
В начале своей карьеры Дженнифер Кент работала ассистентом на съемках «Догвилля» Ларса фон Триера, и потому неудивительно, что свой путь к зрителю ее нынешний дебют начал с фестиваля независимого американского кино «Сандэнс-2014».
Однако при этом ее «Бабадук» успешно встраивается в общую тенденцию: хорроры перестали быть «стыдным удовольствием» и уже уверенно чувствуют себя в конкурсных программах ведущих кинофестивалей. На недавно прошедшем в Москве фестивале 2morrow, например, был показан австрийский ужастик «Спокойной ночи, мамочка», номинированный на одну из наград Венецианского кинофестиваля — 2014.
Выбор жанра для дебюта Кент неудивителен. С точки зрения интриги именно хоррором был и один из самых шокирующих фильмов ее бывшего патрона — «Антихрист».
Однако с точки зрения языка «Бабадук» — кино совершенно другое, куда более вежливо обращающееся с жанровыми канонами.
В центре «Бабадука», как и полагается в хорроре, чудовище из детского (или взрослого) кошмара, с которым у главной героини не получается справиться. Когтистый монстр в шляпе вселяется сначала в дом, а потом и в рассудок героини. С другой стороны,
карикатурный, почти кукольный Бабадук — воплощенный страх вдовы отпустить своего погибшего мужа, ее раздражительность, неудовлетворенность и подавленная ненависть к сыну.
Весь этот коктейль эмоций блестяще разыгран Эсси Дэвис и Ноем Уайзманом — юным артистом, который, кажется, был рожден для того, чтобы играть в фильмах ужасов.
Бабадук мерещится несчастной женщине всюду: когда она спит, ест, ведет машину или просто смотрит в окно к соседке. Режиссер заставляет зрителя заглянуть внутрь себя и поискать там то, чего стоит бояться по-настоящему, и такой самоанализ будет пострашнее «Зеркал» или «Астрала».
В «Бабадуке» нет призраков, выпрыгивающих из-за спины или появляющихся в зеркале, как только вы отвернетесь, никто не вылезает из телевизора, а кровь не разлита по всему полу.
Зрителя заставляют бояться даже обычное пальто, цилиндр и перчатки, определенным образом повешенные на крючок.
Игра света и тени, осторожная музыка и необычные приемы (например, то, как героиня возвращается из своего сна в реальность) делают это кино стильным несмотря на достаточно скромный бюджет. И самое главное — очень, очень страшным.
После этого фильма не страшно (по крайней мере взрослым) ходить в темноте по квартире или вытаскивать ноги из-под одеяла, однако заглянуть в себя и разобраться в своих мыслях становится, пожалуй, первостепенной — и самой страшной — задачей. В конечном итоге перед нами даже не фильм ужасов, а психологическая драма, вывернутая наизнанку, в которой страдания происходят не внутри, а снаружи. Поэтому монстр в фильме будет пугать вас лишь до определенного момента: пока вы сами не поймете, как с ним бороться.