Кинофестивалю «2morrow/Завтра» в этом году пришлось несладко: Минкульт РФ, в прежние годы поддерживавший фестиваль, за два месяца до нынешнего фестиваля был не готов выделить смотру субсидию. Тогда директор «2morrow» актриса Ольга Дыховичная открыла краудфандинговый проект, целью которого объявили проведение фестиваля одного дня. Сроки мероприятия в связи с этим, конечно, сдвинулись с уже традиционного для «2morrow» октября (фестиваль проходил в этом месяце с 2007 года) на декабрь.
В итоге вместо запрошенных 650 тыс. фестиваль собрал больше 1 млн руб., что позволило провести смотр в течение целых трех дней, а не одного, как изначально надеялись организаторы.
Фильмом открытия фестивального уикенда стали «Метаморфозы» знаменитого француза Кристофа Оноре (они также будут показаны на основном фестивале). Всего за три дня можно было увидеть семь картин — участников «Завтра» прошлых лет и таким образом проследить развитие тенденций в мировом кинематографе.
Впечатлившись, видимо, активностью участников крауд-проекта, Минкульт передумал и выделил смотру из своих средств 1 млн руб. В итоге кинофестиваль проходит в этом году дважды: киноуикенд 5–7 декабря 2014 года отшумел на собранные зрителями деньги, а полноценную программу можно будет увидеть 20–25 января уже 2015 года в стенах музея Москвы и Центра документального кино.
Фильмом открытия фестиваля станет комедия шведского режиссера Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», обладателя венецианского «Золотого льва — 2014». Эта картина — заключительная часть трилогии, в которую также входят «Песни со второго этажа» и «Ты, живущий». «Голубь» состоит из 39 новелл, в которых люди все делают нелепо: живут, разговаривают привычными телефонными фразами и умирают. Правда, стоит заметить, что Рой Андерссон показывает все это в довольно комичной форме.
Фильм Андерссона входит в традиционную секцию фестиваля «Гала-премьеры» — в основном это победители главных международных фестивалей последнего времени.
В этом году в ней представлено четыре фильма. Помимо «Голубя» в секции присутствует еще один шведский фильм — «Форс-мажор» Рубена Эстлуда, обладатель приза жюри Каннского кинофестиваля и номинант на «Золотой глобус — 2014». Картина рассказывает о семье, которая своими глазами наблюдает сход лавины в горах; после этого происшествия жизнь каждого радикально меняется. Также в «Гала-премьерах» не стоит пропускать канадскую «Песнь слона» — фильм с Брюсом Гринвудом и Ксавье Доланом в главных ролях повествует о жизни в психиатрической больнице.
В программе фестиваля появились две новые секции: «Шум времени» и «Horror/Humour». Первая посвящена истории и ее осознании людьми («Письма к Максу» о спорном вопросе отделения Абхазии от Грузии) и целыми странами («От предшествующего» — почти шестичасовой эпос о жизни на Филиппинах накануне введения военного положения в 1972 году).
Кроме того, в секции представлен фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя» о жизни в интернате для глухих — в картине нет слов, но есть жесты и звуки, тонко и точно передающие происходящее в стране в 2014 году.
Секция «Horror/Humour» в программе фестиваля авторского кино выглядит довольно необычно, так как, по сути, ориентируется на жанры.
Для любителей нестандартных ужастиков здесь представлены австралийский фильм Дженнифер Кент «Бабадук» и австрийский «Спокойной ночи, мамочка» — о женщине, которая возвращается к своим сыновьям-близнецам после пластической операции на лице.
В секции «Humour» стоит отметить комедию француза Риада Саттуфа (и, кстати, сотрудника парижского журнала Charlie Hebdo) «Джеки в царстве женщин» с участием Шарлотты Генсбур. Картина рассказывает о выдуманной Демократической Республике Бубун — в ней царит матриархат, причем довольно жесткий: так, например, именно женщины пристают ночью на улицах к мужчинам, а не наоборот.
А в конкурсной секции фестиваля из комедийных фильмов стоит отметить «Послушай, Филипп» француза Алекса Росса Перри, которого уже сравнивают с самим Вуди Алленом, а также «Party girl» — о 60-летней бывшей стриптизерше, которая никак не может остепениться.
В основной программе также представлена любопытная израильская работа «Рядом с ней» — о девушке, которая всю свою жизнь, зачастую в ущерб себе, посвящает заботе об умственно отсталой сестре.
Индийский «Суд» рассказывает о протестном движении в Мумбаи, а итальянские «Чудеса» — о замкнутом мире одной семьи, который рано или поздно должен быть разрушен. Конкурсную программу вообще можно отсматривать практически целиком, в зависимости от ваших предпочтений в географии кино: здесь собраны фильмы с разных концов света.
Ну а основной внеконкурсной приманкой для синефилов станет специальный показ режиссерской версии «Нимфоманки» Ларса фон Триера, который продлится пять с половиной часов.
Для кинотеатрального проката, к неудовольствию режиссера, эпически длинную картину о сексе продюсеры разделили на две части, каждую из которых, в свою очередь, сократили. До «2morrow» видеть полную версию «Нимфоманки» можно было только на Берлинском кинофестивале — 2014.
Кроме фильмов, на «2morrow» можно будет посетить импровизированную киношколу: свои мастер-классы проведут Анна Меликян, Жора Крыжовников, Оксана Бычкова, Нигина Сайфуллаева и Наталья Мещанинова.
Многие фильмы будут идти в течение фестиваля всего один раз, а мест в ЦДК и Музее Москвы не так уж много, так что билеты стоит бронировать заранее. В этом году за любую картину вне зависимости от времени и дня проведения придется заплатить всего 200 руб., и только за фильм открытия — 300. Большая часть фильмов, скорее всего, так и не выйдет в широкой российский прокат, так что увидеть ее можно будет только на фестивале.