К 2043 году большая часть населения Земли вымерла от неизвестного вируса, а у оставшейся горстки людей появляется надежда на спасение — неполное сообщение о причинах пандемии от погибшего вирусолога Кассандры Рэйли (Аманда Шулл) и машина времени, построенная учеными во главе с дамой по имени Джонс (Барбара Зукова). В прошлое отправляется преступник Джеймс Коул (Аарон Стэнфорд), для которого это единственный шанс получить амнистию.
В 2013-м Кассандра работает обычным врачом в городской больнице, пытается убедить коллег в неизбежности эпидемии в ближайшем будущем и ничего не знает о некоем Лилланде Фросте, о котором говорила в своем послании. Коул пытается доказать Рэйли, что ее опасения небеспочвенны, но пока она ничем не может ему помочь. Он возвращается через два года, как раз к моменту, когда она решает загадку Фроста.
Этим страшным человеком оказывается доктор Гоинс (Желько Иванек), который делает для правительства бактериологическое и химическое оружие.
Но убийство Гоинса не изменяет будущее, а это значит, что в распространении вируса виноват кто-то другой. Например, дочь Гоинса Дженнифер (Эмили Хэмпшир), которую держат в психиатрической клинике и которая рисует обезьян на стенах.
Или подпольная организация «Армия 12 обезьян», эмблемы которой сопровождают все кадры, сохранившиеся со времен эпидемии.
В 1995 году Терри Гиллиам снял культовый фильм «12 обезьян», в котором Коула сыграл популярный герой боевиков Брюс Уиллис, а за роль сына профессора Гоинса молодой Брэд Питт получил свою первую номинацию на «Оскар». Двадцать лет спустя канал SyFy превратил двухчасовых «12 обезьян» в 13 — и это только в первом сезоне — эпизодов телесериала, заодно творчески переосмыслив предложенную Гиллиамом концепцию «синдрома Кассандры».
Гиллиамовский Коул чужой во всех временах. Он никто в постапокалиптическом будущем, и его странствия во времени в любой момент могут закончиться смертью. В прошлом ему тоже несладко: мало кто спешит поверить страшным предсказаниям,
и единственное место, где Коула ждут с распростертыми объятиями, — психиатрическая лечебница; впрочем, и там его поведение вызывает недовольство санитаров.
Он совсем не супермен; с умилением смотрит старые мультики, его лупят все кому не лень, а общий язык он находит только с доктором Рэйли и полусумасшедшим Джеффри Гоинсом.
Сериальный же Коул — это избранный Нео, он упомянут в пророчестве Кассандры и недоступен для временных парадоксов, а потому является единственной надеждой человечества.
Ученые будущего если и ругают его за невыполненные задачи, то ласково, и цель у него не сбор информации, а устранение причины эпидемии. Действует же он так, словно имеет лицензию на убийство, правда, недействительную в 2015-м.
Киношный Коул грязен, страшен и тяжело переносит солнечный свет, как и положено жителю подземных убежищ, впервые выбравшемуся на поверхность. В сериале он выглядит вполне прилично и легко сходит за своего на светском приеме,
а недостаток обыденных вещей в будущем выдает только его страсть к гамбургерам (об опасности которых современные Кассандры безуспешно предупреждают несколько десятилетий).
Другой в сериале и образ доктора Рэйли, которой поменяли профессию (в фильме она была психиатром), а для верности аллюзий переименовали в Кассандру.
Конечно, все отличия сериала от фильма оправданны: было бы странно, если бы телеверсия рассказывала ту же самую историю теми же самыми словами, тем более что до эпизода в аэропорту новым «12 обезьянам» нужно продержаться целый сезон. Оправданны и заимствования из недавних хитов, например из «Петли времени» (в которой, кстати, играл Уиллис): зачем изобретать велосипед, если в кинофантастике уже есть множество неплохих наработок?
Претензия к сериалу лишь одна: SyFy не использовал в ремейке постаревшего, но уверенно держащего форму Уиллиса или крепко стоящего на ногах Брэда Питта.
И не пригласил Гиллиама, который вот уже несколько лет мучается со своим «Дон Кихотом».
Вот Дэвид Линч взялся за продолжение «Твин Пикс» — спустя двадцать лет и с теми же актерами, а в новых «Секретных материалах» агентов Малдера и Скали снова сыграют Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон.
Без именитых актеров пилотный эпизод «12 обезьян» превратился в обычное роуд-муви с элементами фантастики. Рэйли сразу и безоговорочно верит Коулу и становится верным спутником и надежным помощником пришельца. Ужасного будущего в сериале, можно сказать, и нет, а есть лишь обыденное настоящее, по которому два целеустремленных человека движутся к своей цели, спрашивая у каждого встречного и поперечного о каких-то «12 обезьянах».