Объявленные на этой неделе номинанты «Оскара» оказались не самыми востребованными релизами американского проката. По данным портала Box Office Mojo, восемь картин, которые претендуют на премию в категории «лучший фильм», заработали к настоящему времени всего $203 млн — и это самая маленькая выручка с 2009 года, когда Американская киноакадемия допустила, чтобы в этой номинации могли соревноваться до 10 лент. Предыдущий низкий уровень выручки к моменту объявления претендентов был зафиксирован в 2011 году — однако и тогда десять картин собрали $519 млн. Сейчас лучшим среди номинантов оказался «Отель «Гранд Будапешт», заработавший в США $59,1 млн. Но выйди «Снайпер» Клинта Иствуда в широкий прокат чуть раньше, все могло бы сложиться иначе.
За уикенд с 16 по 18 января выручка «Снайпера» составила $90,2 млн — и он по праву завоевал первое место в рейтинге американского бокс-офиса.
Фильм основан на автобиографической книге воевавшего в Ираке морского пехотинца Криса Кайла, признанного самым результативным снайпером американской армии за всю историю; он уволился в 2009 году, спустя три года издал мемуары и в начале 2013-го был застрелен на стрельбище в Техасе 25-летним ветераном корпуса морской пехоты. За исполнение роли Кайла актер Брэдли Купер был номинирован на «Оскар»; всего «Снайпер» (в оригинале — American Sniper) получил шесть номинаций на эту престижную премию. Неплохо приняли фильм и критики — на Rotten Tomatoes он получил 74% положительных рецензий.
В прокат картина вышла еще в конце декабря 2013 года (чтобы иметь возможность выдвижения на «Оскар»), но шла всего в четырех кинотеатрах — правда, заканчивая каждый уикенд с рекордными средними сборами (примерно по $150 тыс. с копии). Рекорды «Снайпер» поставил и после выхода в широкий прокат (сейчас его показывают в 3,5 тыс. кинотеатров). Так, его выручка оказалась самой большой для январских релизов и второй для фильмов с рейтингом R, где «Снайпер» уступил только третьей «Матрице» ($91,7 млн в 2003 году). В России фильм Иствуда покажут только 5 марта, к тому времени лауреаты «Оскара» будут уже известны.
Второе место досталось свадебной комедии «Шафер напрокат», герой которой нанимает в специальном агентстве целый комплект «друзей» для торжественной церемонии бракосочетания. Главные роли в картине сыграли Джош Гад (Стивен Возняк в фильме «Джобс: Империя соблазна») и Кевин Харт («Совместная поездка»), большинство отзывов на «Шафера» негативные (34% «свежести» на Rotten Tomatoes), чего, впрочем, следовало ожидать.
Но за свой стартовый уикенд «Шафер напрокат» заработал в США $21 млн — конечно, не почти сто миллионов, как «Снайпер», но и их хватит, чтобы за пару недель окупить 25-миллионный бюджет. В России фильм выйдет в очень символичную дату — 1 апреля.
Мультфильм «Приключения Паддингтона» — один из самых высокобюджетных проектов английского кинематографа: на экранизацию приключений медвежонка из Дремучего Перу, героя книг британского писателя Майкла Бонда и анимационного телесериала, были потрачено $55 млн. Правда, их «Паддингтон» уже отбил — на родине картина вышла еще в ноябре, была показана в странах Европы и Британского содружества, заработав $122,2 млн.
В США неуклюжего мишку, названного в честь лондонского вокзала, тоже приняли тепло — критики выдали ему 98% «свежести», а сборы в стартовый уикенд составили $19,2 млн, которых оказалось достаточно для третьего места.
В российский прокат «Приключения Паддингтона» выходят на будущей неделе.
Лидер прошлой недели, боевик «Заложница 3» с Лиамом Нисоном в главной роли, потерял почти 65% сборов и откатился сразу на четвертую позицию. Но свою задачу третья часть криминальной франшизы, герой которой на этот раз вынужден доказывать свою непричастность к убийству супруги, уже выполнила. «Заложница 3» собрала в мировом прокате $127,5 млн (при 48-миллионном бюджете); из них на прошедший уикенд в США пришлись $14 млн. Продолжение приключений бывшего секретного агента американского правительства пока под вопросом — Нисон признал, что эта история себя исчерпала. С другой стороны, три фильма собрали в мировом прокате весьма солидную сумму в $730,5 млн — и откажутся ли продюсеры от столь прибыльного проекта?
Замыкает топ-5 уикенда еще один номинант на звание лучшего фильма по версии «Оскара» — «Сельма», историческая драма Авы Дюверней о борьбе за права чернокожих в середине 1960-х. Неделю назад эта картина неожиданно взлетела на второе место после начала широкого проката, но задел на будущее оказался не очень большим. «Сельма» потеряла 26% выручки, заработала на этих выходных $8,3 млн и заняла пятое место (общие сборы $25,9 млн).
Напомним, что лауреаты «Оскара» станут известны 22 февраля.