Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Большие надежды» молодых художников

Открылась выставка «Большие надежды»

Открылась выставка «Большие надежды» — сборник работ молодых художников, которых выставочный зал показывал в течение года. Свои проекты здесь представляют Альберт Солдатов, Роман Мокров, Антонина Баевер, Софья Гаврилова и Настя Кузьмина. «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных работах, которые можно увидеть на выставке в Манеже.

«Бальтус» Альберта Солдатова

За видеоверсию десяти картин француза Бальтуса россиянин Альберт Солдатов получил в этом году Премию Кандинского как лучший молодой художник.

Бальтус вписывал в классические живописные жанры пряные фрейдистские образы, Солдатов вогнал их в медиаформу и сопроводил комментариями вроде «Наткнулся на годноту» или «Жаль, что я не кошка».

В версии Солдатова псевдоклассическая картина стала чем-то вроде телевизора, гипносериалом в декоративной раме. На видео разодетые под героев Бальтуса персонажи торчат из буржуазных интерьеров неподвижно — и тем самым вынуждают зрителя глазеть на себя, не отрывая взгляда. Точно так же, по мнению Солдатова, работают соцсети, погружающие современного человека в транс. В центре повествования в итоге оказываются ничего не значащие фразы-комменты, наслоение образов и информационный шум, оседающий в головах зрителей.

«Наш Крым 2011» Романа Мокрова

Видеоработа автора, который, кажется, уже сросся с образом «современного художника из Электроуглей», выглядит как потерянный при монтаже отрывок из фильма «Горько!» — хищная пародия на блатной фольклор с ностальгическим оттенком. В 2011 году Мокров вместе с другом махнул в Крым и снимал всё, что с ними происходило. Сегодня его видео смотрится как документ сгинувшей эпохи:

разомлевшие тела на черноморском пляже, пиво по тридцать рублей, лягушачьи лапки — по семьдесят, гремящая фоном группа «Любэ».

Год назад проект «Большие надежды» начался с его выставки «Пастораль» — там его герои плавали на матрасе в заросшем тиной болотце и медитировали, лежа в грязной луже. «Наш Крым» — это вновь игра с растиражированными национальными стереотипами, коллективным бессознательным и русской хтонью.

«Социализм во сне» Антонины Баевер

Видео Антонины Баевер зритель вынужден смотреть через щель между ширмами. Ее героиня пересказывает три увиденных во сне сюжета:

друзья призывают вступить, наконец, в Социалистическую партию; в подъезде висит объявление, запрещающее рабочим в спецодежде пользоваться лифтом; пенсионеров пускают в музей бесплатно только раз в месяц, а держателей платиновых карт — каждый день.

Произнося этот кое-где надрывно-личный, кое-где абсурдный монолог, она то и дело сбивается, скатывается в подробности быта. Текст не дотягивает до настоящей социальной проповеди и постоянно буксует, транслируя общее ощущение бессилия перед бытовой несправедливостью. Отчасти ее проект отсылает к четырем снам Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?». Правда, здесь их только три — до пышущей благополучием социальной утопии дело не доходит: героиня Баевер просыпается, не успев ничего изменить.

«Точка входа» Алисы Таежной

Журналист Алиса Таежная помещает зрителя в гибридное пространство, нечто среднее между музеем и кинотеатром: вместо лавок мягкие стулья с подставками для попкорна, на экране кадры из фильмов «Девять дней одного года» и «Июльский дождь». Герои без конца бродят из комнаты в комнату и хлопают дверьми — и так до тех пор, пока зритель не заметит, что

на экране невидимой линией прорезан дверной проем, откуда девичий голос шепчет строки из стихотворения «Мне жалко, что я не зверь» Александра Введенского.

Таежная таким образом исследует реакции привыкших к вялому потреблению искусства зрителей, для которых кино — это фон, а любой посторонний звук — пустой шум.

«ASTRA» Николая Онищенко

Более тонкую игру с восприятием предлагает Николай Онищенко, который фиксирует на видео предметный мир сам по себе, не нагруженный личным восприятием и ложной динамикой.

Его «ASTRA» — это шестиминутный фильм, в котором ничего не происходит:

типовые многоэтажки выглядывают из-за кустов и мучают зрителя однообразной рифмой. Ветер колышет листву. Только однообразный механический гул навязывает зрителю ощущение вечного ожидания. Онищенко лепит свою видеоскульптуру из остановившегося времени, бесконечно растянутого момента «здесь и сейчас». По интенсивности напряжения его работы больше всего напоминают полотна абстрактных экспрессионистов или, например, опыты американского классика Брюса Наумана, который часами снимал опустевшую мастерскую художника.

Новости и материалы
В Петербурге задержали пенсионерку, подозреваемую во взрыве банкомата
Саперы МЧС уничтожили боеголовку ракеты HIMARS в Рыльске
В Кремле рассказали, кого Путин не будет поздравлять с Новым годом
В Кремле объяснили предложение Путина провести «технологическую дуэль» с Западом
В Федерации хоккея оценили допуск российских фигуристов на Олимпиаду-2026
У берегов Керчи убраны пятна мазута
В МИД оценили возможность назначения посла России до инаугурации Трампа
Volkswagen сократит 35 тысяч рабочих мест к 2030 году
Путин поговорил с главой Татарстана после атаки на Казань
На Украине обучают ИИ для управления дронами
Один из лидеров «Динамо» может покинуть клуб
Умерла актриса Ирена Баженова
Белоусов объяснил необходимость создания нового рода войск
В МИД РФ прокомментировали заявления Румынии про вмешательство России в выборы президента
Захарова назвала блюдо, которое приготовит на Новый год
Ученые объяснили парадоксальную природу отрицательного времени в квантовом мире
Зеленский назначит скандального посла Мельника постпредом Украины при ООН
Маск рассказал, кто «крайне подвел» немцев
Все новости