Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Первым делом хочется понять: война — как это?»

Анджелина Джоли рассказала «Газете.Ru» о своей новой картине «Несломленный»

Анджелина Джоли рассказала «Газете.Ru» о своей новой картине «Несломленный», премьера которой прошла в Лос-Анджелесе, о способах изображения войны и о том, почему любимый спортсмен Гитлера смог стать непререкаемым моральным авторитетом. В российский прокат картина выйдет 15 января 2015 года.

15 декабря в Лос-Анджелесе прошла мировая премьера фильма Анджелины Джоли «Несломленный» — история бегуна Луи Замперини, ставшего фаворитом Адольфа Гитлера после выступления на Олимпиаде 1936 года, а позднее — японским военнопленным, освобожденным лишь после окончания Второй мировой войны. «Газета.Ru» встретилась с Джоли в Нью-Йорке, чтобы поговорить о ее первом опыте постановки столь масштабного режиссерского проекта.

— Сложно было доказать студии, что вы справитесь с режиссерской задачей?

— Непросто. Мне очень нравилась история Луи, но на первой встрече с лейблом я и подумать не могла, что мне доверят этот фильм. Это большой, сложный проект, ничего подобного я раньше не делала. Донна Лэнгли из Universal попросила меня прочесть книгу, я сделала это — и мне страшно захотелось познакомиться с Луи, попытаться понять историю с его точки зрения.

В течение нескольких месяцев я боролась за этот проект, доказывала студии, что я, как режиссер, подхожу для этой картины.

Сомнения понятны, мне ведь предстояло не просто уместить длинную историю в один фильм, но и, например, поставить воздушный бой, чего я раньше никогда не делала.

— Чему вам пришлось научиться?

— Работа над фильмом (как, наверное, и над книгой, и даже над длинной статьей) — это отличная возможность изучить тему со всех сторон. В моем случае — и тему Второй мировой вообще, и более частные вещи — боевой порядок, как именно производились бомбардировки и как работали механизмы, при каких обстоятельствах закончилась война, как менялись наши отношения с Японией... Занимаясь всем этим, очень много узнаешь о жизни. Но мне, как режиссеру, все равно приходилось сосредотачиваться на истории и состоянии людей в ней.

А потом ты принимаешь окончательно решение по звуку! По саундтреку! По визуальным эффектам!

Какого размера должна быть акула и какой именно окраски! (Смеется.) Все это волнительно, это большая ответственность, но в ней я чувствую себя комфортно. Впрочем, над «Несломленным» работала такая замечательная группа талантливых людей, мы все теперь почти что семья.

— В начале фильма написано, что это реальная история, а не, как обычно пишут, «история, основанная на реальных событиях»...

— Автор романа Лора Хилленбранд не добавила ничего от себя, ее книга документальна. Поскольку наш фильм основан на ее книге, то мы и решили написать «реальная история», а не «основанная на реальных событиях».

Вторая формулировка подразумевает наличие вымысла, а вымысла ни в книге, ни в фильме нет.

— Можете рассказать о вашем общении с Луи и о том, каким он был человеком?

— У него был очень уютный теплый дом, а сам он был такой... идеальный дедушка; я-то выросла без деда, и Луи для меня стал, наверное, квинтэссенцией «дедовости». Заботливый, любящий, понимающий, готовый выслушать, помочь советом, ну и чаем напоить. Он был очень теплый человек, всегда поможет, поделится опытом. С ним можно расслабиться и быть такой, какая ты есть, или спросить о чем угодно. Он оберегал, вдохновлял, помогал разобраться в ситуации.

В общем, не будет преувеличением сказать, что общение с Луи изменило мою жизнь.

Он был очень мудрым, а его чувство юмора было, наверное, самым выдающимся из всех известных мне людей. Больше всего я скучаю по его чувству юмора.

— Совпадение ли, что оба ваших фильма, хотя и очень разные, о войне? Вас как-то особенно привлекает эта тема?

— Я больше десяти лет работаю с ООН и людьми, жизнь которых изменили война и вооруженные конфликты. Может быть, тут есть связь, никогда об этом не думала. Война способствует проявлению одновременно лучших и худших сторон человеческого характера, поляризует личность. Когда ты работаешь над историей о войне, первым делом хочется понять: как это? Мой первый фильм, «В краю крови и меда», был, конечно, о войне, но меня больше волновал психологический аспект: как самые близкие люди — супруги, друзья — в какой-то момент становятся готовы убить друг друга?

В истории Луи же мне хотелось разобраться, как можно пройти через такое множество испытаний и выйти из них не озлобившимся, а еще более любящим и способным прощать — и, более того, попытаться снова подружить две страны, Японию и США.

Столько молодых людей сейчас, вернувшись с войны, не хотят больше жить, страдают от посттравматического стресса, кончают с собой. Они не могут переварить этот опыт и жить дальше. А Луи смог. Если бы мы поняли как, мы смогли бы помочь сегодняшним жертвам войны. Мне очень дорога эта история. Я стараюсь становиться лучше каждый день, не останавливаться на достигнутом, продолжать расти.

Луи в многих смыслах моя ролевая модель.

Мои дети тоже общались с Луи, пока он был жив, и в их воспитании я тоже стараюсь применять, скажем так, его правила жизни. Они были со мной на его похоронах. История жизни Луи кажется мне крайне важной, поэтому я хочу рассказать ее миру.

— А вот конкретно эта, с виду очень «мужская» история, чем она вас привлекла?

— Ну я, честно говоря, не воспринимаю ее как «мужскую». Отчасти потому, что в ней присутствует очень сильный женский персонаж — мать Луи. (Смеется.) Я скорее думаю, что это довольно универсальная история сильного характера, история веры, преодоления трудностей, отношений с людьми вокруг. Я никогда не думала об этом с точки зрения женщины-режиссера. Хотя, наверное, я обо всем думаю как женщина.

Я не воспринимаю свой пол как препятствие в работе, в моем понимании истории Луи и его друзей.

Книга «Несломленный», по которой снят фильм, тоже написана женщиной — и мне кажется, что именно женщина может рассказать такую историю. На героев этой картины мы смотрим как на своих мужей и сыновей, с любовью, заботой и в то же время несколько отстраненно — и именно эта дистанция дает возможность нам хорошо рассказать историю.

— Суть жизни Луи — любовь к людям, всепрощение, по сути, библейские или общерелигиозные ценности. Традиционно их разделяет меньшая часть населения планеты, тогда как большинство, к сожалению, живет в мире насилия и агрессии. Есть ли у вас ощущение, что баланс в последнее время меняется и миролюбивые ценности становятся все более распространены благодаря таким людям, как Луи?

— Не уверена, к сожалению. В мире по-прежнему очень много, как вы сказали, агрессии и жестокости — но они происходят от отчаяния, от безнадежности, от неравенства в уровне доходов, наличии работы, условий жизни.

Я не верю в слепое прощение.

Если кто-то стал жертвой изнасилования, я никогда не стала бы убеждать этого человека простить насильника. Нет, нужно искать возмездия, бороться за справедливость, добиваться справедливости — и только после этого, для собственного душевного здоровья, можно простить. Но именно в таком порядке. Так что, чтобы в мире увеличилось количество прощения, любви и сострадания, нужно, чтобы сначала стало больше справедливости. Нужно исполнять законы и защищать права человека.

— Переживаете ли вы по поводу реакции на ваш фильм в Японии и Азии вообще? Один из героев, офицер Ватанабэ по прозвищу Птица, блестяще сыгранный артистом-дебютантом, певцом Мияви, по сюжету картины очень жесток. Не боитесь ли вы, что фильм будет воспринят как антияпонский?

— Нет. Ватанабэ не является олицетворением всей японской нации, это просто отдельно взятый персонаж. Очень неуравновешенный. Еще в сцене провоза пленных по улицам мы постарались показать результаты бомбардировки города Токио таким образом, чтобы было понятно: война для всех сторон, она источник горя и страдания, и ничего более. В войне нет победителей.

Кстати, в одной из сцен с Ватанабэ мы видим, как один из охранников-японцев шокирован жестокостью офицера ничуть не меньше, чем американские военнопленные. Так что здесь нет никакой почвы для обобщений. К тому же последняя сцена фильма (когда мы видим кадры документальной хроники, в которых реальный Луи Замперини бежит по улицам Нагано в качестве почетного бегуна в Олимпиаде 1998 года) сосредоточена на современных отношениях двух стран, стран-союзников. Я также надеюсь, что японская публика сможет по достоинству оценить блестящую работу своего соотечественника Мияви.

— Легко ли было работать с актером-новичком?

— Для меня было очень важно выбрать на эту роль не стереотипного японского актера, а кого-то другого — артиста очень запоминающегося внешне, умного, харизматичного. Актера на роль злодея нужно выбирать по принципу максимальной эмоциональной противоположности герою.

Мияви в реальной жизни замечательный, тонкий, уравновешенный человек, многие его песни — о любви, о том, что мы все связаны.

Я знала, что у него получится. С ним отлично работать, он с ходу понимает задание и берет дело в свои руки — его не нужно подталкивать в нужном направлении, но играть сцены насилия ему было тяжело.

По характеру он совсем не агрессивный человек, и работа над жесткими сценами его расстраивала.

Я помню, как на съемочную площадку пришла его жена и я поскорее повела ее к плейбэку показать, как отлично играет Мияви, как мы все им гордимся. Она посмотрела молча с ужасом в глазах и сказала: «Я никогда не видела его таким. Я никогда не слышала, чтобы он так говорил. Что вы сделали с моим мужем?»

— Как вы думаете, что современные молодые люди могли бы понять о войне, чтобы не повторять прежних ошибок?

— Вообще я против любой войны, но вместе с тем считаю, что сражаться во Вторую мировую было необходимо — сидеть сложа руки в той ситуации было нельзя. Есть такие войны, избежать участия в которых нельзя. При этом я очень переживаю за молодых мужчин и женщин, которые участвуют в любых подобных конфликтах. Такие ситуации можно было бы разрешить политически, без ввода войск. Я познакомилась с большим количеством американских военнослужащих, которые возвращаются с войны, и это, знаете, очень непростой опыт.

Недавно Всемирная продовольственная программа объявила, что у нас недостаточно еды, чтобы накормить 1,6 млн голодающих в мире. Как так вышло, при всем экономическом росте и огромном количестве разнообразных организаций, которые, казалось бы, занимаются этой программой? Я надеюсь, зрители, особенно молодые, могут многое понять о том времени и, возможно, применить какие-то ценности к сегодняшнему дню. Главными ориентирами тогда были семья и общество, отсутствие эгоизма и забота об окружающих — и мы вполне могли бы применить это сейчас. Это я не о солдатах, а о современном обществе в принципе.

— Вы сказали, что нервничали, когда студия принимала решение о том, доверить ли вам эту картину. Нервничаете ли вы сейчас, перед выходом картины на экраны?

— Еще как! Я стараюсь не смотреть на календарь и не думать о премьере, но, поскольку картина выходит в Рождество, забыть о дате невозможно (на самом деле чуть позже — 15 января. — «Газета.Ru»).

— Как вы справлялись с волнением?

— Я стараюсь думать о том, как Луи реагировал на фильм (Замперини посмотрел одну из черновых версий монтажа и остался очень доволен. — «Газета.Ru») и как его семья отнеслась к фильму. Я говорила с его дочерью на днях, семья Луи мне сейчас как родная...

Ну и кроме того, фильм закончен, изменить ничего уже нельзя. Я очень долго сидела на стадии монтажа и тонировочных работ, все переделывала и переделывала одну небольшую деталь, пока кто-то наконец не сказал мне: пора закончить, отпустить этот процесс от себя и дать работе фильму самому себя закончить. Но кроме режиссерской стороны есть и еще одна, очень важная для меня: этот фильм — память о моем друге. И я не могу его подвести.

— Важно ли вам, как люди будут оценивать ваше режиссерское мастерство в этой картине?

— Мне куда важнее, чтобы принципы, философия жизни Луи дошли до зрителей. Если публику по-настоящему затронет этот фильм, если кто-то улыбнется или растрогается, вот тогда я буду довольна результатом.

— Вы уже можете сформулировать, как повлияла на вас работа над фильмом?

— Работа над «Несломленным» помогла мне обрести надежду. Наблюдая, как растет в мире количество вооруженных конфликтов и войн, начинаешь серьезно задумываться о состоянии человечества в целом. И когда читаешь о ком-то вроде Луи, думаешь: «Да он, наверное, переживал ровно то же, только в 1940-х». И хочется понять, как ему удалось преодолеть это и как мы сейчас можем применить его опыт. Кстати,

Луи ведь был сыном итальянского эмигранта, сорванцом, который пил и курил в девять лет и был совершенно уверен, что он никто и ничего никогда не добьется.

И тем не менее вырос в легендарного Луи Замперини благодаря правильно сделанному выбору и правильно принятым решениям. Он стал личностью, которая многое привнесла в мир, всемирно известным Луи Замперини. И когда он бежал Олимпиаду в предвоенной Германии, он ведь даже не победил в ней: он просто не сдался и в итоге прибежал третьим в американской сборной. И в этом был его, так сказать, триумф воли. Понятно, что не каждый может стать Луи Замперини, но все мы можем прилагать к этому усилия, каждый день. И этого достаточно.

Новости и материалы
Завершены съемки драмы Тины Баркалая «Жемчуг»
Вильфанд предупредил об опасности схода лавин на юге России
Трамп объяснил, почему Маск не сможет занять его место
Врач предупредил, чем может обернуться невылеченная межпозвоночная грыжа
Российские военные заманили в засаду подкрепление ВСУ в районе Курахово
На Украине нашли бывших военнослужащих из Бразилии, воюющих на стороне ВСУ
Самолет проехал носом по ВПП в аэропорту Ирландии
РФ может запустить прямые авиарейсы с Бразилией, Малайзией и Пакистаном
В Италии нашли объяснение «нервным всплескам» Зеленского
На старейшей площади Берлина нашли около 200 статуэток с мощами святых
Раскрыт механизм запуска болезней из-за стресса
В Словакии назвали визит Фицо в Россию пощечиной Зеленскому
Подростку оторвало пальцы взрывом петарды
Командующий дальней авиацией РФ рассказал о «воздушных хулиганах»
В США дочь мэра отправили в тюрьму за совращение школьника
Минтранс Камчатки проверит все обстоятельства инцидента с самолетом Ан-2
Ученые назвали новое место для поисков воды и жизни на Марсе
На КПП в Нарве ухудшилась ситуация с переходом границы
Все новости