«Серьезный шаг»
В течение сорока минут одинокий танцовщик принимает разнообразные позы – то замысловато встанет, то причудливо ляжет, то поднимет руки над головой; меж тем его коллега, находящийся в другой студии и присутствующий в этом спектакле лишь изображением на экране в прямой трансляции, должен повторить его па. Па, которые он не видит – и о которых он может судить лишь по описанию, сделанному тем зрителем, которому выдали микрофон.
Это не только очень веселое, но и очень умное представление «Серьезный шаг» придумала Николь Сейлер – и оно заставляет зрителя задуматься над тем, как вообще можно описать движение, и над тем, что есть современный танец как таковой.
«Забыть любить»
От дружелюбных швейцарских шуточек, совместных поисков слов и маленьких, но важных открытий «Цех» перейдет к мрачной атаке музыки Томаса Паркинсона в спектакле «Забыть любить» уральской труппы «Провинциальные танцы» . Его уже привозили этой осенью в Центр Мейерхольда, однако тогда последнюю премьеру театра смогли увидеть не все желающие.
Теперь 9 и 10 декабря у тех, кто не попал прошлый раз, есть шанс увидеть это пространство, выгороженное повешенными тряпками, слишком напоминающими удавленников, и включиться в беспокойную, жестокую, отчаянную хронику жизни небольшой человеческой стаи.
Его поставили Ури Ивги и Йохан Гребен – голландские хореографы, четыре года назад сочинившие для «Провинциальных танцев» спектакль «Песня не про любовь», отмеченный затем «Золотой маской». В этот раз они смотрят на жизнь уж совсем мрачно; впрочем, на мастерство композиции и на самоотдачу труппы это никак не влияет.
^«Моменты»
Постановку хореографа Ольги Цветковой можно будет увидеть 11 декабря. Здесь, наоборот, стараются выключить чрезмерные эмоции.
Это спектакль-медитация, спектакль-исследование: никто не будет зрителей развлекать и увлекать, им предложат отстраненно понаблюдать и подумать.
Четверо актеров – в некоторой степени подопытные персонажи. «Мне было интересно исследовать состояние повышенной чувствительности артистов как к своему внутреннему состоянию, так и к внешней среде, — так говорит Цветкова о своем спектакле. — Одной из главных задач, над которой мы работали, была
способность постоянно находиться в состоянии незнания будущего и максимально сильном проживании каждого мгновения настоящего.
Поэтому в спектакле нет зафиксированной хореографии и каждое движение рождается прямо на глазах у зрителя и зависит от самых разных факторов.
Мне хотелось найти способ превратить каждого зрителя в фотографа без фотоаппарата, которому постоянно хочется нажать на кнопку остановки времени, чтобы успеть полностью прочувствовать постоянно ускользающий момент».
Цветкова родом из Екатеринбурга, одной из столиц российского современного танца. Она сотрудничала с «Провинциальными танцами» как танцовщица и художник, а затем отправилась учиться в Нидерланды — страну, производящую лучших в мире танцовщиков и хореографов. Сейчас она – человек мира, ее можно увидеть как в Амстердаме, так и в Берлине или Москве.
«Неврастения»
«Неврастения» костромской компании «Диалог данс», созданная по заказу и при поддержке Гоголь-центра (в фестивальной афише 12 декабря), – также обращена больше во внешний мир, чем в мир внутренний. Дело в том, что
в череде этюдов, проживаемых двумя танцовщицами и тремя танцовщиками, диагноз очевидно ставится не только героям, сколько всей стране.
Припадки шуточного горя и потешного насилия, взрывы неоправданной бодрости и гомерического отчаяния соединены в жесткую конструкцию, мгновенно захватывающую внимание зрителя и не отпускающую до финала. «Диалог данс», дважды лауреаты «Золотой маски», относится к тем немногим труппам контемпорари в нашей стране, которые умеют не только придумать спектакль, но и исполнить его на европейском уровне. Кроме того, о самых серьезных вещах костромичи умеют говорить с юмором, — и это очень помогает жить.
«Тараб»
«Цех» завершится 13 и 14 декабря швейцарским спектаклем «Тараб» — обитающая в Женеве компания «7273» призвана умиротворить потревоженную фестивальную публику. Неспешные арабские мелодии; вписывающиеся в их ритм покачивания тел; трансляция томного зноя; эффектные движения бедер танцовщиц. В «Тарабе» Запад встречается с Востоком — и не кидается что-то сразу доказывать, а притормаживает свой ежедневный бег и расслабляется, тихо радуясь жизни. Зрителям рекомендуется то же самое.