Победителя по традиции объявили на церемонии в лондонской галерее Tate Britain — им стал 41-летний ирландец Данкан Кэмпбелл. Он получит ₤25 тыс., финалисты — по ₤5 тыс.
Основанная в 1984 году премия Тернера создавалась, чтобы «способствовать обсуждению новых практик в современном британском искусстве». С тех пор она расставляет акценты в мире искусства, отдавая предпочтение всему громкому и существующему на грани скандала.
Чаще всего в связи с ней обсуждают не только и не столько искусство.
Премия не боится радикальных жестов и охотно награждает авторов, которые провоцируют споры, выходящие далеко за рамки проблем современного искусства. Так, в 1995 году первый приз взял Дэмиен Херст за работу «Мать и Дитя, Разделенные» — распиленных пополам корову и теленка в четырех прозрачных контейнерах с формальдегидом. В прошлом году награду получила французская художница Лора Пруво за видеоинсталляцию о своем вымышленном дедушке.
Награду может получить любой художник не старше 50 лет, который работал в Великобритании и выставлялся в течение отчетного года.
Данкан Кэмпбелл своей видеоработой отвечает фильму-эссе Криса Маркера и Алена Рене «Статуи тоже умирают» 1953 года.
Он представлял собой размышлению о жизни и смерти искусства, о европейской культуре, подмявшей под себя традиционную африканскую, и, в конце концов, о человеке, который несет с собой больше разрушений, чем время.
Кэмпбелл тоже рассказывает о культурном империализме. Однако вместо медитации на тему природы времени он преподносит архивные съемки Ирландской республиканской армии, которые перемешаны с танцем по мотивам «Капитала» Карла Маркса, поставленным специально для этого видео хореографом Майклом Кларком.
Этот фильм из четырех эпизодов создавался для павильона Шотландии на 55-й Венецианской биеннале.
Жюри премии Тернера назвало 54-минутную работу «амбициозным и сложным фильмом». Они также отменили его актуальность и убедительность в выборе средств, с помощью которых художник транслирует свои ценности и смыслы.
Директор Tate Britain Пенелопа Кертис обратила внимание на «журналистский подход» Кэмпбелла в сочетании с «загадочными формами».
Принимая премию, Кэмпбелл процитировал нобелевского лауреата по литературе Уильяма Йейтса и спросил: «Сколько?» «Я уже знаю, какую огромную роль эти деньги сыграют в моей жизни», — сказал он, поясняя, что потратит приз на «скучный мир вещей» — аренду студии, например.
Кэмпбелл с самого начала был фаворитом букмекеров. Помимо него на премию в этом году претендовали художники Джеймс Ричардс, Трис Вонна-Мичелл и Кьяра Филлипс — почти все с видеоработами. Только Филлипс представила инсталляцию из 400 листов бумаги, которые складываются в огромные буквы ОК. Куратор Лиззи Кэрри-Томас, объясняя присутствие в списке сразу трех фильмов, сказала, что «мы всё активнее ориентируемся в мире с помощью образов».
«Интернет изменил наш способ взаимодействия друг с другом. Естественно, художники реагируют на это», — заявила она. Многие критики, правда, жаловались на «отсутствие тезисов» и самый слабый в 30-летней истории премии короткий список.