Утром 29 ноября в академии прошли тайные выборы: за кандидатуру Цискаридзе проголосовали 227 человек, против — 17. Это значит, что у бывшего премьера Большого театра — организации, к которой в петербургском балетном мире всегда относились с ревностью и недоверием, — есть поддержка коллектива.
Выбирали ректора, как положено по уставу академии, все ее «сословия». Своих делегатов на выборную конференцию представила «знать» — легендарные профессора и «изготовители» звезд (например, Людмила Ковалева и Марина Васильева), множество рядовых преподавателей и «пролетариат», в том числе сантехник, гардеробщица и кондитер. А также студенты старших курсов.
Для утверждения в должности кандидат должен был получить 50% плюс один голос — получил же принципиально больше.
Год назад назначение Цискаридзе вызвало скандал. Громче всех протестовали три стороны: патриоты Петербурга («Москвич на такой должности — кошмар!»), недруги танцовщика в Большом, которых обидела его эмоциональная критика дорогостоящей реконструкции театра, и два петербуржца, метившие на эту должность. Алексей Фомкин, проректор академии и бывший артист миманса Мариинского театра, собирал пресс-конференции и говорил о неминуемых несчастьях для петербургского балета. Бушевал в соцсетях солист Мариинки Илья Кузнецов.
Педагоги же, хорошо представлявшие реальное положение вещей в академии, возражали совсем не против смены ректора —
им не нравилось, что обидели худрука школы, а это другой человек и другая должность.
Тогда казалось, что именно Фомкин и Кузнецов должны стать конкурентами Цискаридзе на выборах ректора. Однако к 30 октября этого года, когда кандидаты должны были представить пакет документов, никто из них этого не сделал.
Документы вообще подал только один человек — Цискаридзе.
Фомкин прошлой осенью уволился из академии и уехал в Москву, чтобы стать заместителем директора культурного центра «Москвич». Кузнецов только что завершил артистическую карьеру в Мариинском театре и погрузился в свой бизнес - он владелец сети частных балетных школ.
Цискаридзе же за минувший год сделал все, чтобы педагоги академии поняли: он тот, кто им нужен.
Он вникал во все и пользовался своей известностью для того, чтобы, например, найти средства на новые ковры в школе — это важно для учебного заведения, в котором подростки не бегают на переменах, а сидят на полу, вытянув измученные ноги. Или для того, чтобы договориться с другими значительными школами и театрами о сотрудничестве.
Его патриотические высказывания о «лучшей школе мира» ласкали слух ветеранов. В репертуаре выпускных концертов появились непростые зарубежные сочинения: для прошлого выпуска — легендарная «Консерватория» Августа Бурнонвиля, для грядущего — «Вариации на тему Раймонды» Джорджа Баланчина. «Внутренний» народ академии радовался тому, что никого не уволили. «Внешний» оценил то, как с новым репертуаром расширяется диапазон возможностей выпускников — и в будущем — диапазон возможностей театров.
Но почему вообще в прошлом году возникла необходимость в смене руководства?
С формальной точки зрения все просто: бывший ректор Вера Дорофеева достигла предельно возможного для этой должности возраста и должна была уйти на пенсию. С неформальной — подготовка выпускников вызывала все большие вопросы:
о неудовлетворительной работе школы не раз говорил Валерий Гергиев, в театр к которому выпускники приходили на службу.
К прошлому году сложившаяся структура управления в академии была довольно странной: ректором, то есть человеком, подписывающим все документы, была «хозяйственница» Вера Дорофеева, социолог по образованию, никогда, разумеется, не танцевавшая. «Вторую» должность худрука занимала бывшая «мариинская» балерина Алтынай Асылмуратова.
Владимир Мединский, подписывая приказ о назначении Цискаридзе, привел эту структуру в норму:
теперь за подготовку артистов отвечает человек, понимающий, что такое работа на сцене.
Приобретя такого ректора, академия не лишилась худрука. В прошлом году Николай Цискаридзе позвал на работу балерину Мариинского театра Жанну Аюпову — одну из лучших танцовщиц предыдущего поколения, недавно закончившую карьеру и уже проявившую себя как педагог. Тандем получился очень удачным.
Контракт, который Цискаридзе получил на этих выборах, будет действовать пять лет.