На этой неделе вышли сразу два фильма с участием Джеймса Франко — «Легкие деньги» и «Третья персона». Но Франко — не просто суперзвезда, снимающаяся в десятках фильмов за год. Бывший фаворит комедиографа Джадда Апатоу сегодня представляет собой одну из главных сил современного искусства — он артист, режиссер, писатель, публицист, а также акционист и художник, к тому же непрерывно фиксирующий свою жизнь в Instagram. «Газета.Ru» составила гид по Джеймсу Франко — человеку, превратившему себя в универсальное произведение искусства.
Актер
То качество, в котором Франко знают миллионы зрителей по всему миру, и та работа, которая дала ему возможность заниматься всем остальным. В этой области Франко наиболее плодовит — просто взгляните на прокатное расписание последних двух недель. Вдобавок к «Третьей персоне» и «Легким деньгам»
на следующей неделе в ограниченном прокате будет показан бродвейский спектакль «О мышах и людях», в котором Франко сыграл главную роль.
Всего в этом году помимо короткометражек и работы на телевидении Джеймс снялся в семи картинах, в 2013-м — в девяти. В планах на следующий год у него уже пять проектов, причем три в постпродакшен.
Франко не слишком разборчив в выборе ролей: логику его актерской карьеры проследить фактически невозможно, поскольку
в ней соседствуют, скажем, укуренный опереточный злодей Гейтор из «Последнего рубежа» с Джейсоном Стэтемом и поэт-битник Аллен Гинзберг из «Вопля».
Тем же, кто сомневается, с чего начать знакомство с обширной фильмографией Франко, горячо рекомендуем «Отвязные каникулы» Хармони Корина. Ролью современного Питера Пэна Эла Франко доказал, что он действительно один из лучших актеров своего поколения, обладающий не только драматическим талантом, но и поразительной пластичностью в плане перевоплощения до неузнаваемости.
Режиссер
В качестве постановщика Джеймс впервые попробовал себя еще в 2005 году:
его дебютом стала комедия «Обезьяна» про писателя в творческом кризисе, к проблемам которого добавляется поселившаяся дома плюшевая горилла со своим мнением по каждому аспекту его жизни.
Этот фильм, как и несколько следующих, прошли ниже радаров широких зрительских масс, поскольку воспринимались как придурковатые комедии от одного из актеров автора «Суперперцев» Джадда Апатоу. О Франко-режиссере заговорили в 2011-м, когда актер внезапно поставил «Когда я умирала» — экранизацию рассказа Уильяма Фолкнера, в которой он перенес на экран сложный многослойный нарратив писателя, сделав просмотр почти невозможным. Лучшей на данный момент работой Франко-режиссера является «Дитя Божье» — экранизация книги Кормака Маккарти («Старикам тут не место», «Дорога», «Советник») про современного пещерного человека. На следующий год у Джеймса уже готовы байопик Чарльза Буковски и экранизация краеугольного романа Фолкнера «Шум и ярость».
Художник
Сложно сказать, в какой именно момент и под влиянием чего Джеймс стал рисовать. Однако, начав с автопортретов-шаржей, он не смог остановиться и теперь имеет в активе несколько произведений стрит-арта, серию портретов своего друга актера Сета Рогена и целый ряд арт-объектов, в том числе снятая вдвоем с Рогеном пародия на клип Канье Уэста «Bound». Талант Франко не остался без внимания и был признан не только фанатами артиста, но и, например, Мариной Абрамович, поспешившей подружиться с коллегой.
Свой аккаунт в социальной фотосети Джеймс превратил в самостоятельный арт-объект.
Там публикуются не только бесконечные селфи, но и целые серии работ, предназначенные только подписчикам.
Например, цикл шаржей на известных артистов, лучшим из которых можно считать работу «Роберт Брауни-младший»:
лицо исполнителя роли Железного человека, приделанное к шоколадному кексу.
Также Франко в инстаграме потешается над происками таблоидов, пытающихся выяснить хоть что-то о его личной жизни, создавая фейковые газетные статьи о своих романах с женщинами и мужчинами.
Писатель
Франко выпустил несколько сборников рассказов, стихов и книгу фотографий с расширенными подписями, повествующую о его детстве («Калифорнийское детство»). Признание как литератор Джеймс получил в этом году, когда вышел дебютный фильм Джии Копполы «Пало Альто», в основе которого — сборник рассказов нашего героя.
Публицист
Литературных талантов Джеймсу было мало (ему, как можно заметить, вообще всегда и всего мало), поэтому периодически он выступает в качестве колумниста The Wall Street Journal и Esquire.
Кроме того, Франко в течение года служил кинокритиком в одном из самых отмороженных американских журналов Vice.
Между статьями об ужасах жизни в странах третьего мира и пользе спермы для кожи лица Джеймс публиковал свои впечатления о свежепросмотренных фильмах в диапазоне от «Сало» Пазолини до «Волка с Уолл-стрит», сопровождая их комически переосмысленными скриншотами из фильмов, на которых сам выступал во всех ролях.