[]
Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Поэзия: взгляд с экрана

В Москву приезжают ролики-победители фестиваля видеопоэзии «Пятая нога»

На Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге прошел фестиваль видеопоэзии «Пятая нога». В Москве ролики покажут на ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction 30 ноября.

Что такое видеопоэзия, не смогли сформулировать ни кураторы фестиваля, ни авторы участвовавших в конкурсе видео, ни жюри. Несмотря на то что в этом году «Пятая нога» проходит в пятый раз (если не считать появившийся за два года до нее «ЗРЯ!» — своего рода фестиваль-черновик к ней), обсуждение конкурсной программы свелось к неловкому нащупыванию терминологии и заполнению довольно скудного пока словаря.

Вошедший в жюри режиссер Андрей Сильвесторов вообще назвал видеопоэзию абсурдом, а фестиваль — авторским произведением Андрея Родионова и Екатерины Троепольской.

То есть, по сути, франкенштейном, появившимся по велению их кураторской воли.

Литературный критик Анна Наринская, аккуратно подбирая слова, объявила ее «формой культурной работы». И только поэт Дмитрий Кузьмин, один из немногих, заявил, что синтез поэтического текста и аудиовизуального ряда — вполне сложившаяся практика.

Помимо них конкурс в этом году судили поэты Александр Горнон, Елена Фанайлова и Артур Пунте, драматург Любовь Мульменко, критики Василий Степанов и Алена Солнцева, а также художник Надежда Васильева.

«Пятая нога» — это фестиваль гибридных форм и неологизмов. Видеопоэзию тут ограничили элементарным сложением картинки и стихов.

Отсутствие более четких определений привело к тому, что в фестивальной программе столкнулись плохо совместимые и подрывающие друг друга формы. Например, социальный наив — видео Всеволода Лисовского, Яны Макаровой и Артура Сариади на стихи поэта-гастарбайтера Аскара Рустамова встретилось с агрессивной агиткой «Сталинград» Влада Маленко — актера Театра на Таганке, который запомнился активными выступлениями против новаторской «Группы юбилейного года».

Если видеопоэзия и существует как жанр, то он уже сейчас находится на грани перепроизводства. Ведь музейные и кинопроекты тут никто не отделяет от произведений чтецов из соцсетей, которых едва ли волнует проблема визуализации слова.

Нередко видеоряд плелся за словом и в лоб дублировал текст (видео Виктора Алферова на стихотворение «Маша» Федора Сваровского). Кое-где стихи врезались в изображение, образуя с ним нечто вроде видеоскульптуры —

как в лиричном ролике Андрея Черкасова, в котором строка «Москва пролетала отнятым счастьем» бежит вслед за невзрачным московским пейзажем, снятым из окна автомобиля.

Текстам, уже приспособленным к видео, к его логике сменяющихся картинок, сопротивлялся разве что опыт адепта постдраматического театра Дмитрия Волкострелова — стихотворение Варлама Шаламова, прочитанное на фоне плавающего по черному экрану слова «Фортинбрас», которое то мерцало, почти растворяясь, то металось из стороны в сторону, следуя за интонациями чтеца.

Когда пришло время раздавать призы, жюри выбрало «Карту поэтических действий» — документацию акции петербургских поэтов, художников и активистов, которая проводилась в рамках европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10».

Как серия интервенций «Карта…», разумеется, была сложнее и интереснее, чем то, что влезло в пятиминутное видео.

Павел Арсеньев, по завету Даниила Хармса, «выбросил стихотворение в окно», швырнув на улицу пачку текстов и аккуратно развесив осколки стекла на бельевые веревки.

Роман Осьминкин распинался посреди пустого футбольного поля, воображая себя собравшим стадион поэтом-шестидесятником.

Кирилл Медведев читал стихи Назыма Хикмета у стен политической тюрьмы — Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Еще в рамках «Карты...» были акустические и видеоинсталляции, несанкционированные чтения, раздача листовок на улице («Стихи Бертольда Брехта! Только сегодня!»).

Авторы провели, по сути, хирургическое вскрытие поэтического текста.

Это была попытка извлечь из него что-то кроме ровных столбцов на линованной бумаге или устного произнесения слов — то есть традиционных форм существования стихов.

В ролике же поэзия живет преимущественно за кадром — как текст, который не удалось прочитать, или листовка со стихами Брехта, попавшая в руки гастарбайтера, плохо понимающего по-русски. Центром высказывания оказался не город и его отношения с поэзией, а пространство недочитанного, несказанного, недопонятого. Из документации вышел фильм о неполноценности текста в том виде, в каком он существует сейчас. Единственным ответом на уличные чтения, вторжение литературы в город, оказалось брошенное на ходу замечание прохожей: «Что вы нам тут, этсамое, лапшу вешаете на уши? Это место общественное, люди сюда отдыхать ходят».

У жюри тут же возник вопрос, не выпадает ли попытка «наследить» в городе с помощью поэзии из заданных фестивалем рамок. Ведь «Карта поэтических действий» представляла собой скорее опыт литературного активизма, чем соединение видео и стихов.

Зрители предпочли видео «Мастерской Дмитрия Брусникина» — ироничный видеоколлаж из стихов Пригова, Асадова и Мандельштама.

Победителям досталось по 25 тысяч рублей.

Очертить границы жанра, правда, не удалось ни накануне показов, ни после поспешной раздачи призов. Видеопоэзия так и осталась топтаться между смешными роликами с YouTube, клипами в стилистике MTV и видеоартом, который, правда, стушевался на фоне народного креатива и опытов известных режиссеров. Фестиваль получился размышлением о самом себе, а его жюри успокоилось на мысли, что видео — это отличная возможность вспомнить про актуальную поэзию, традиционно обитающую в своем маргинальном загоне.

Зеленский сторговался: новое решение по Украине меняет всеЖенщина показывает лишь одно, когда закидывает ногу на ногуЗахарова проучила журналистов из США, заставив зал хохотать: СМИФу! зрители увидели, что у Бузовой торчало из-под трусовРеакция Путина на ссору в Белом доме удивила Британию: СМИВот что делают с попавшими в плен корейскими бойцамиЭто войдёт в историю: первый бой Су-35С и F-16Женатым не смотреть! Фото Ани Лорак без одежды сразили наповалStarlink и Украина: Маск уже принял решениеЗеленский уволен: первые вести от МаскаСтало известно о попытке силового захвата власти в РоссииКого это обнимает на фото Алина Кабаева: присмотритесь!«Вы никто»: россияне в ужасе от выпившей ДолинойСредство против «Орешника» существует, но есть одно «но»США уходят из Прибалтики? В Эстонии сразу ответилиТрамп обратился к российскому народу с предложениемПрогноз Путина сбылся: на что решился ЗеленскийРоссия получит девять областей? В США сделали заявлениеВ Белом доме уже подтвердили происходящее с ТрампомПереговоры окончились, и вот что заявил Рубио об РФ
Новости и материалы
Глава Евросовета ответил на призыв Орбана к прекращению огня на Украине
Президент Австрии привел к присяге лидера АНП Кристиана Штокера
Врио главы Коми освободил от должности зампреда правительства
Врио премьера Абхазии подал в отставку
Таяние ледников замедляет мощнейшее океаническое течение, выяснили ученые
В Подмосковье задержали 15-летнего отца выброшенного в мусорный контейнер младенца
Стало известно, почему Европа медлит с использованием российских активов
Полиция начала проверять данные о подростке, пообещавшем сжечь паспорт за лайки
Apple может превратить колонки и ТВ-приставки в Wi-Fi-роутеры
«Был сильнее»: экс-игрок «Спартака» верит в чемпионство команды
В Краснодарском крае обнаружили упавший беспилотник, пострадавших нет
Найден способ предсказать риск заболеваний на годы вперед
Кортни Кардашьян ответила на слухи, что ее 15-летний сын стал отцом
В Австралии самолет с пассажирами срочно сменил курс из-за дыма в кабине пилотов
Хинштейн заявил, что корпорация развития Курской области саботирует его поручения
В Мытищах произошла стрельба после ДТП
Жена Эммануила Виторгана назвала враньем сообщения о вызове скорой актеру
Госдума весной может принять закон, закрепляющий понятие «студенческая семья»‎
Все новости