Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Егор Летов: глубина резкости

В прокате «Здорово и вечно» — документальная кинобиография Егора Летова

В прокате «Здорово и вечно» — фильм Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной о Егоре Летове, лидере культовой сибирской рок-группы «Гражданская оборона».

Кадры фото- и кинохроники группы «Гражданская оборона» перекрываются голосами — о длинноволосом человеке в огромных очках вспоминают те, кто запечатлен рядом с ним, с инструментами или без. На снимках и в видеокадрах они молоды и безумны, когда камера переводит взгляд со снимков на говорящих — несильно (или сильно) постаревшие, без ирокезов и кожаных курток, но с прежним огнем в глазах. Причем не только у них: о Егоре Летове и созданной им в одиночку группе говорят Сергей Жариков из группы «ДК», авангардный музыкант Сергей Летов, старший брат Егора, поэт Алексей Цветков и многие другие.

Через их слова, паузы и жесты авторы всматриваются в человека, чьи невероятный поэтический дар, воля и воображение вызвали к жизни целое явление, получившее название омского, или сибирского, панка — и связанного с этим явлением сообщества.

Неигровую картину «Здорово и вечно», названную по заглавию одноименного альбома «ГО» 1989 года, сделала Наталья Чумакова — супруга Летова и бас-гитаристка последнего состава «Гражданской обороны», присоединившаяся к группе в 1997 году; ее соавтором стала Анна Цирлина.

Их фильм рассказывает о начальном периоде — от первых, записанных Летовым в одиночку альбомов до изматывающей популярности всесоюзного масштаба, когда сокращение «Гр. Об» стало красоваться на каждой уважающей себя стене.

Вместе с этими граффити по всей России группу догнал стереотип восприятия их творчества — в глазах и суждениях современников они зачастую представали исполнителями истошных песен с большим количеством матерной лексики, и ничем более. Эта аберрация гарантировала «ГО» популярность не только у раскрашенных панков и студентов с подавленным бунтом внутри, но и у простых дворовых пацанов. С той лишь разницей, что для последних они стояли в одном ряду не с культовыми британцами Sex Pistols, а с похабель-панком плоть от плоти советских групп «Сектор Газа» и «Красная плесень».

«Здорово и вечно» помогает с этим восприятием побороться. Интересно: будучи непрофессионалом в кино,

Наталья и Анна сняли картину по всем правилам драматургии, требующей от героя обязательных метаморфоз, происходящих в виду действия существенных событий.

Сначала поводом к таковым служат внешние обстоятельства — заключение диссидентствующего панка в психушку и допросы в местном КГБ (Сергей Летов рассказывает, как требовал выпустить брата, угрожая властям созвать пресс-конференцию с участием иностранных журналистов). Однако затем, судя по приведенным свидетельствам и воспоминаниям, постепенно начинают играть роль обстоятельства более метафизические — например, новая музыка, новые книги или пережитые из-за болезни пограничные состояния. Меняется и сам набор ключевых слов, с помощью которых бывшие музыканты «ГО» описывают выходившее из-под пера своего лидера — все чаще слышатся слова «шаманство» и «энергетика».

По сути, перед нами история превращения деятеля контркультуры в персонажа культуры «большой», национальной.

Из панка, сочиняющего песни про КГБ-рок, анархию и необходимость убить в себе государство, — в поэта-метафизика, говорящего и поющего о пределах бытия, существования, восприятия. Интересно, что при этом фильм, рассказав эту важную историю, не идет ни шагу дальше: показав всю оказавшуюся доступной хронику и дав современникам и соучастникам Летова произнести точные и важные слова о группе,

Чумакова и Цирлина оставляют своего зрителя в «ноль-позиции» и дают ему самостоятельно сделать вывод о том, кем был для страны и для него лично основатель «ГО».

До появления «Здорово и вечно» в память о Летове делались вещи в основном курьезного толка. Так, самым запомнившимся в своей комичной нелепости стало исполнение симфонической версии хита «ГО» «Все идет по плану» оркестром «Глобалис» под управлением Константина Кримеца через несколько дней после скоропостижной смерти поэта. А самым скандальным — юридический запрет на использование этой же песни в документальном фильме Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Срок» — там со сцены одного из протестных митингов ее исполняет журналист Олег Кашин. Даже выход нескольких посмертных поэтических сборников не изменил ситуации: Летов — особенно для молодых слушателей — так и оставался смутным бунтарем из прошлого.

Аскетичная форма фильма, выдающая скромность его авторов, скрывает, в общем, важное свершение: Чумакова и Цирлина предприняли первую попытку отрефлексировать место «ГО» и ее лидера в отечественной культурной сокровищнице. Чего за шесть лет со дня скоропостижной смерти Летова ни у кого не получалось.

Новости и материалы
Хоккеист Ковальчук рассказал, что Овечкин скоро вернется на лед
Михаил Боярский назвал себя злобным, сварливым старикашкой
Трое человек получили ранения при обстреле Херсонской области
Журналисты разоблачили схему Spotify по обману неизвестных музыкантов
На Украине рекордное число людей пересекло границу
Депутат Верховной рады сравнила украинскую пехоту с рабством
В Новосибирской области произошел пожар в производственном здании
Путин рассказал о планах России по развитию инфраструктуры
Подполковник США дал Зеленскому совет, как стать настоящим лидером Украины
Менеджер Усика на претензии из лагеря Фьюри к судьям: всегда жалуется
Жители Суджи рассказали о жизни во время оккупации ВСУ
ВСУ повредили 17 объектов культурного наследия в Рыльске
В Японии у АЭС разместят палатки, защищающие от радиоактивных частиц
BMW выявила канал поставки своих машин в Россию в обход санкций
В Абхазии возобновляется подача электричества
В Госдуме призвали проверить Боню за поддержку Усика на нарушение законодательства РФ
В Чечне произошел взрыв газа в жилом доме
Беглов рассказал о безопасности в Петербурге перед праздниками
Все новости