В 1744 году императрица Елизавета Петровна (Юлия Ауг) решает женить своего племянника, великого князя Петра (Александр Яценко): сама она, в силу возраста и здоровья, вряд ли родит и рассчитывает сделать ребенка от будущего брака наследником престола. На смотрины в далекую и снежную Российскую империю приехала и София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Марина Александрова).
Прием принцессу ожидал не слишком ласковый: принц оказался не совсем таким, как она мечтала, против возможного брака выступил всесильный канцлер Бестужев (Владимир Меньшов), а придворный лекарь Лесток (Константин Лавроненко) собирается отравить невесту по заданию французов, которым не нравится принцесса-немка при русском дворе.
Телеканал «Россия 1» начал показ многосерийного фильма «Екатерина» — исторической костюмной мелодрамы, которая в легкой развлекательной форме рассказывает о появлении будущей императрицы Екатерины Великой на русской земле и о том, как она добралась до трона самой большой страны в мире.
Снял «Екатерину» режиссер Александр Баранов; в прошлом году он выпустил «Джентльмены, удачи!», справедливо обруганный критикой ремейк советской комедии, а буквально две недели назад в прокат вышла его новая работа «День дурака» – вольная экранизация гоголевского «Ревизора», снятая в сотрудничестве со Следственным комитетом РФ. «Джентльмены» никакого скрытого посыла не несли, но уже в «Дне дурака» поднимаются – в юмористическом ключе и с хеппи-эндом – современные проблемы. С «Екатериной» все немного сложнее.
Историю короткого царствования Петра Третьего и долгого и счастливого «золотого века» Екатерины Второй хотя бы в общих чертах знают почти все, и никаких загадок та эпоха нам по большому счету не оставила. Советские кинематографисты в лице Светланы Дружининой уже привозили бедную принцессу из крошечного германского княжества в богатую Россию в фильме «Виват, гардемарины», второй серии приключений трех выпускников Навигацкой школы.
К реальной истории фильм Дружининой отношение имел отдаленное, а отсутствие исторической интриги «Гардемарины» компенсировали лихими погонями на разгоряченных конях и брутальными героями –
в подражание своему вдохновителю Дюма-отцу.
«Екатерина» звоном шпаг не злоупотребляет и на первый взгляд выглядит едва ли не документальным исследованием: никаких гардемаринов, персонажи — сплошь да рядом реальные деятели елизаветинского времени, а хроника событий очень похожа на ту, что была в реальности. Отличия только в частностях, которых, правда, набирается слишком много.
Тут и система прослушки, состоящая из бойцов невидимого фронта с пером и бумагой для записи конфиденциальных разговоров, откровенно-ерническое «пост сдал – пост принял», вполне современные (вернее, без малейших примет XVIII века) диалоги и, кажется, сознательный отказ от пышных накрахмаленных париков, которые обезличивают актеров.
Есть еще Петр, который приехал в Россию за два года до своей невесты, но уже научился говорить по-русски без малейшего акцента и с полным набором идиом.
Ну и, конечно, возраст актеров, который абсолютно не соответствует возрасту их персонажей: Александрова будет постарше 15-летней принцессы, а Петр-Яценко не выглядит 16-летним принцем. Впрочем, Ромео с Джульеттой тоже обычно играют отнюдь не старшеклассники, а взрослость в данном случае выглядит оправданной: «Екатерина» рассказывает о поисках заглавной героиней большой любви — и ни о чем больше.
Правда, для такой темы совсем не обязательно было выбирать именно Екатерину, амурные похождения которой давно перешли в разряд городских легенд (наравне с «геморроидальными коликами», от которых умер ее супруг) и даже удостоились множества киновоплощений разной степени откровенности и пошлости.
Хотя именно при Екатерине Второй были оформлены южные и западные границы Российской империи; при ней произошли разделы Польши, разгром Крымского ханства и присоединение Крыма и Кубани. И вот ее показывают немкой, искренне пытающейся быть более русской, чем природные русаки, и человеком, способным на возвышенную любовь. Это несколько противоречит сложившейся легенде и придает всей истории неожиданную злободневность: не напрасно Бестужев-Меньшов упоминает о том, что вокруг одни враги, а надеяться стоит лишь на армию. Конечно, не факт, что новый образ Екатерины сразу станет общепринятым, но попытаться, видимо, стоило — хотя бы из любви к искусству.
Примечательно, что нас ожидает еще одна Екатерина, но какой она будет, пока неизвестно; Игорь Зайцев (сериалы «Есенин» и «Чкалов») еще снимает свой многосерийный фильм об этой императрице для Первого канала – с Юлией Снигирь в главной роли и Павлом Деревянко в роли Петра Третьего. Телебитвы двух принцесс не получится: «Екатерина Великая» выйдет в эфир только в следующем году.