Контекста в фестивальной программе больше, чем самой Дианы – замечательная балерина исполняет роль крючка, которым можно зацепить недоверчивого балетного зрителя. Она сама так решила: пусть публика идет на нее — и вдруг восхитится не только ею, но и многими другими людьми, прежде этой публике не знакомыми. Ну или знакомыми плохо – а теперь появляется возможность их рассмотреть. Диана Вишнева здесь выступает не только как балерина, но и как эксперт, знаток, фанат новой хореографии. Она дергает балетоманов за рукав: ну посмотрите же, это интересно! И народ движется в залы – потому что кому доверять, если не Вишневой, что уже который год разыскивает для собственных программ чрезвычайно занятных хореографов.
Вторник. Увертюра
День балетного артиста начинается с урока, а в подготовке к вечернему выходу важнейшую роль играет грим. Вот и фестиваль начинается с подготовительного дня, когда нет вечерних спектаклей, но есть мастер-классы –
свою технику движения в Театре Моссовета представит хореограф Эрик Готье, а в DI Telegraph визажист Елена Крыгина покажет на модели, как на любой девушке можно нарисовать ангела или воплощение адского соблазна.
Мастер-классы будут и 28 ноября – рассказывать о своей работе и показывать, как она делается, будут хореографы Нанин Линнинг и Анжелен Прельжокаж. На все события надо регистрироваться.
Среда. Блюз, футболисты и кино
Gauthier dance, обитающая в Штутгарте небольшая данс-компания Эрика Готье, привозит в Театр Моссовета вечер маленьких – и совсем крохотных – балетов, поставленных хореографами большими и даже великими. Великих, собственно, два: Ханс ван Манен и Иржи Килиан.
В шестнадцатиминутном балете первого («Старик и я», где в партитуре сплетены Стравинский, Моцарт и гений блюза Джей Джей Кейл) явится сама Вишнева – на пару с Эриком Готье они расскажут саркастическую и нежную love story, сочиненную почтенным амстердамским гуру.
А в «Шести танцах» Килиана (на музыку Моцарта) покажет себя вся штутгартская труппа – и пусть эта одноактовка, где джентльмены в романтических подштанниках и дамы в кринолинах потешно поют оду барочным шуточкам, есть в репертуаре московского Музыкального театра: увидеть, как именно немцы играют в Моцарта, особенно забавно.
Кроме патентованных гениев, Gauthier dance привозит две миниатюры Итцика Галили, самого яркого израильского сочинителя танцев за последние два десятилетия, спектакли которого запоминаются буйной энергией и отличным чувством юмора. Конечно, можно будет познакомиться с работой самого Эрика Готье – он, впрочем, предпочел отделаться пародией: «Балет 101» перебирает в бешеном темпе историю классического танца. Еще в программе миниатюры двух испанцев — Алехандро Керрудо и Каэтано Сото, а также итальянца Роберто Скафати —
он переложил на язык танца футбольный матч и пустил его с замедлением, и чем мечтательнее движутся герои, тем громче хохочет публика.
В этот же день начнется программа фестиваля в Центре документального кино: сначала в 15 часов можно будет услышать лекцию критика Лейлы Гучмазовой о современной хореографии в России (в последующие дни в ЦДК появятся старейшина критического цеха Вадим Гаевский и рецензент Dance magazine Венди Перрон), а затем придет время кинопрограммы.
Во время феста в ЦДК можно будет увидеть фильмы, в которых авторы всерьез (а не в духе «Черного лебедя») вглядываются в людей, выбравших танец в качестве профессии.
«Балетные мальчики» Кевина Элвебака изучают подростков, занимающихся в норвежской балетной школе (конкуренция, мечты и первая любовь – все как положено), Хуан Альварез Неме в «Только вперед» пишет портрет аргентинской суперзвезды Хулио Бокка, который несколько лет назад закончил танцевальную карьеру и теперь занимается постановкой балета. Сантьяго Митре и Хуан Онофри Барбато во «Все возможно» переносят на экран постановку, сделанную ранее Онофри с подростками из Центра социальной интеграции.
Они называют ее своей версией «Вестсайдской истории» — и аргентинские подростки из неблагополучных районов вкладывают в танец больше, чем многие звезды.
Четверг. Объект перемен
Пик фестиваля, гастроль Нидерландского театра танца II в Театре Моссовета. Римская цифра в названии обозначает молодежную труппу театра, но зритель не будет вынужден делать скидку для «дебютантов». Питомцы NDT II вымуштрованы ничуть не хуже старших, являются лучшей в мире труппой, специализирующейся на современном балете. Труппой этой много лет правил Иржи Килиан, теперь у руля дуэт хореографов – Пол Лайтфут и Соль Леон. Их экспрессивные одноактовки и будут представлены в программе – «Печальный случай», «Ставни заперты» и «Объект перемен»; три года назад Диана Вишнева убедила хореографов позволить ей танцевать последний из них в ее программе «Диалоги» («Золотая маска» за лучший балетный спектакль-2012). В этот же день – а также в пятницу днем и вечером – в Электротеатре «Станиславский» свою новую работу покажет молодой хореограф Константин Кейхель. Тут ничего обещать нельзя — юного автора его собственный темперамент швыряет из стороны в сторону.
Появляясь на многих мастерских в разных городах, он показывает то вещи тонкие, стройные, умные и выточенные, то брутально-плакатные, то до наивности простодушные.
Талант, безусловно, есть, жесткого профессионального навыка пока нет – но смотреть в любом случае интересно.
Пятница. Поговорите с нами, Диана
Днем публика в Театре Моссовета танцует с Дианой Вишневой. Точнее, разговаривает с ней о том, почему ей недостаточно быть Жизелью и Китри, а обязательно надо привозить в Москву разные данс-компании. Это, собственно, главное событие дня – дуэт народа с балериной (напомним, что на все события надо регистрироваться). Но кроме того – вечером в театре Моссовета танцует «Ate9 dANCE cOMPANY». Шрифтами в названии своей недавно созданной труппы играет молодая израильская хореографиня Даниэль Агами; насколько бодро она управляется с танцами, Москва увидит впервые. Известно лишь, что Агами работала как танцовщица в знаменитой израильской труппе «Батшева» — ну, по крайней мере, что такое композиция и эмоциональное напряжение, представляет.
Суббота. Кода
Билеты на гала-концерт фестиваля в Театре Моссовета были раскуплены первыми, еще до объявления программы, но желающим точно стоит попробовать поймать лишний билет. Именно потому, что все куплено до того, как стала известна программа – и
балетоманский народ втайне надеялся, что ему покажут ну хоть что-нибудь классическое с Вишневой.
Меж тем прима заявлена только в восьмиминутной миниатюре «Убитый» в хореографии Марко Геке. Все остальное – эффектная коллекция современной хореографии в исполнении людей как наших, так и иноземных.
От насмешливой, жестокой и яркой «Белоснежки» Анжелена Прельжокажа (танцуют солисты его труппы; костюмы Жана Поля Готье достойны отдельных аплодисментов) до нежного мужского дуэта из «Внутреннего одиночества» Лоранда Захара (труппа Codarts, Роттердам),
и от дуэта в постановке самого модного на сегодняшний день молодого российского хореографа Владимира Варнавы («Сохраняйте спокойствие», исполнят мариинские солисты Злата Ялинич и Александр Сергеев) до «Зеро» Нанин Линнинг, где ее гейдельбергская компания экспериментирует с отсутствием гравитации. «Context» обещает быть очень разнообразным. «Диана Вишнева» – прекрасной, как всегда.