Немногие артисты могут похвастаться такой коллекцией наград, какую собрал режиссер Майк Николс. Конечно, у него их немного — чуть больше двадцати в общей сложности, но среди них есть музыкальная премия «Грэмми», театральные «Тони» (их больше всего), телевизионные «Эмми», а также престижный «Оскар» за режиссуру, полученный в 1968 году за «Выпускника», его второй полнометражный фильм, ставший знаковым для американской киноиндустрии.
Николс родился в 1931 году в Берлине и имеет русские корни со стороны отца, уехавшего из России после революции.
При рождении его назвали Михаил Игорь Пешковский, а имя Майкл Николс он получил в конце 30-х, когда семья переехала в США.
Карьеру в кино Николс, по его признанию, начал благодаря своей девушке. В 1947-м Майк и Люси попали на бродвейскую постановку «Трамвая «Желание» с Марлоном Брандо. Этот спектакль произвел на молодого актера чикагского студенческого театра огромное впечатление. Вскоре он порвал с карьерой радиодиктора и поступил в школу прославленного Ли Страсберга, чтобы создать в родном Чикаго театральную импровизационную труппу.
В конце 50-х Николс вместе с актрисой Элейн Мэй создал комический дуэт, их популярность росла год от года.
Вместе они выпустили несколько пластинок-бестселлеров, участвовали в шоу на радио и телевидении, добились собственного шоу на Бродвее, а 1962-м выиграли «Грэмми» в категории «лучший комедийный альбом» за запись одного из бродвейских концертов (An Evening with Mike Nichols and Elaine May).
Потом дуэт распался, но Николс остался на Бродвее. В 1963-м ему доверили постановку пьесы Нила Саймона «Босиком по парку» — режиссерский дебют оказался удачным, спектакль выдержал более полутора тысяч представлений, а Николс получил за него режиссерский «Тони». 60-е вообще оказались самыми плодотворным временем для Николса: он еще дважды стал лауреатом «Тони» и начал снимать кино.
Его первой работой стала экранизация драмы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?», а сыграть главные роли в первом фильме молодого режиссера загадочным образом согласился звездный тандем первой величины — Элизабет Тейлор и Ричард Бартон.
Как Николсу удалось уговорить небожителей — до сих пор неизвестно. Быть может, дело было в благоговении, которое Майк, по его собственным словам, всегда испытывал перед настоящим актерским талантом, без которого постановку не способна спасти никакая режиссура.
Закрепившись в Голливуде благодаря успешному старту, режиссер взялся за открытие новых талантов —
в его следующем фильме «Выпускник» свою первую большую роль сыграл молодой Дастин Хоффман.
Едва ли стоит подробно расписывать достоинства картины, включенной во всевозможные списки «лучших фильмов на свете» и даже Национальный реестр фильмов США. Тем более что лучше заменой любым комплиментам станет просмотр фильма, до сих пор не утратившего актуальность. Заметим среди прочего, что
недавний романтический хит «500 дней лета» является отчасти парафразом «Выпускника», чего не скрывает режиссер Марк Уэбб, ныне ставший постановщиком перезапущенного «Человека-паука».
После оскароносного «Выпускника» перед режиссером открылись все возможности для реализации своих амбиций, и он выстроил одну из лучших голливудских карьер. Фильмография Николса не то чтобы очень обширна или богата на эксперименты с формой, но
каждый из этих фильмов накрепко остается в памяти — будь то «Выпускник», комедийная «Клетка для пташек», политическая драма «Основные цвета» или недавняя и виртуозная «Близость».
«Нет ничего лучше, чем выяснить, к своему собственному удивлению, что вы должны сделать в жизни. Это как влюбиться», — сказал однажды Николс.
Он так и не стал новым Спилбергом или Копполой, но, кажется, сумел выяснить, что хочет и должен делать. Театральные награды он коллекционировал до конца жизни (свою последнюю «Тони» Николс получил в 2012 году за «Смерть коммивояжера» по Артуру Миллеру). А незадолго до смерти Николс начал работу над телефильмом для HBO (режиссер уже снимал для канала сериал «Ангелы в Америке»). «Мастер-класс» должен был рассказать о жизни оперной певицы Марии Каллас и вновь объединить режиссера с Мерил Стрип, которую Майк неоднократно называл своей любимой актрисой.