Каталог Christie`s, который в очередной раз побил собственный рекорд (в мае 2014-го за один вечер его выручка от реализации произведений современного и послевоенного искусства составила $745 млн), выглядел внушительнее, чем выборка Sotheby`s. Однако и тот, и другой аукционный дом в качестве главных приманок для коллекционеров выставили на торги преимущественно одних и тех же художников:
выросшего из стрит-арта американского неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския, его соотечественника Джеффа Кунса, прозванного «королем китча» за «надутые» скульптуры-громадины щенков, цветков, сердечек из стали, и немца Герхарда Рихтера, который вместе с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом придумал карикатурный «капиталистический реализм» — гибрид поп-арта и соцреализма.
Всего Sotheby`s выставил 78 лотов, 60 из которых стоили больше миллиона долларов. Однако 11 работ продать так и не удалось — не нашел хозяина, например, портрет Джуди Гарлард из серии «семи муз Энди Уорхола».
Зато другая уорхоловская работа «Лиз №3» — портрет Элизабет Тейлор, никогда раньше не появлявшийся на аукционах, ушел с молотка за $31,5 млн.
Топ-лотом торгов Sotheby`s стало полотно абстрактного экспрессиониста Марка Ротко «№21 (Красный, коричневый, черный и оранжевый)», проданное за $44,9 млн. Правда, аукционный дом планировал выручить за него не менее $50 млн. Эта картина 1953 года больше 40 лет хранилась в коллекции меценатов Сао и Пьера Шлюмберже и выставлялась на аукцион впервые.
Рекорд для произведений американца Джаспера Джонса побила картина «Флаг», ушедшая за $36 млн. Предыдущий установил тоже «Флаг», но более ранний — в 2010 году Christie`s продал его за $28 млн. Флаг, ставший одной из главных тем Джонса, по легенде, ему приснился. Нынешний его вариант написан восковыми красками по шелковому флагу.
Сразу 11 персональных рекордов было установлено на торгах Christie`s. Среди них, например, темно-синий холст с желтым словом «Smash» поп-артиста Эда Рушея ($30 млн) и полотно абстракциониста Сая Твомбли «Без названия» 1970 года, которое было продано за $69,6 млн. Оно представляет собой беспорядочный орнамент, который художник наносил восковым мелом на выкрашенную в серый цвет доску. Изначально Christie`s рассчитывал выручить за нее всего $35–55 млн.
Всего ушли с молотка 94% выставленных на торги работ, то есть 75 лотов из 82. Причем эстимейты больше 20 произведений были выше $10 млн.
Ожидания аукционного дома в основном были связаны с Энди Уорхолом. Топ-лотами торгов Christie`s в результате стали две его шелкографии: за «Трех Элвисов» анонимный покупатель заплатил $81,9 млн, а «Четыре Марлона Брандо» были куплены за $69,6 млн. Однако личный ценовой рекорд на произведения Уорхола побит не был — самой дорогой его работой остается «Авария серебряной машины», которую Sotheby`s продал год назад за $105 млн.
Рекорда также ждали от «Сидящей фигуры» Фрэнсиса Бэкона из серии портретов римских пап.
Над серией «кричащих пап» Бэкон работал на протяжении 15 лет, начиная с 1946 года. Это полотно 1960 года было продано за $45 млн, хотя предварительно его оценили в $40–60 млн. Рекордом для работ Бэкона остается сумма в $142,4 млн — за «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда».
Бретт Горви, глава международного отдела Christie's по современному искусству, заявил, что в этом году появилось много новых участников торгов из Азии и Ближнего Востока, однако самыми активными покупателями до сих пор остаются американцы.
Аукционный сезон в Нью-Йорке закончится в конце месяца. Впереди еще торги латиноамериканским искусством, которые пройдут на Sotheby's и Christie's с 24 по 26 ноября.