В своем письме сотрудники, в частности, отмечают отсутствие у Солоницыной опыта работы в музеях, ее авторитарный стиль руководства и «упрямое нежелание прислушиваться к мнению сотрудников».
Коллектив обвинил руководителя в «некомпетентности как в музейном, так и в кинематографическом аспекте... деятельности».
Сотрудники Музея кино заявили, что в течение трех месяцев пытались наладить контакт с новым директором.
«Надежды коллектива Государственного центрального музея кино на плодотворную работу с Л.О. Солоницыной... не оправдались», — констатировали авторы письма.
В заявлении также указано, что Солоницына «начала увольнять неугодных без предъявления им профессиональных претензий».
Так, ранее стало известно, что из музея уволен многолетний заместитель Клеймана, киновед и куратор Максим Павлов.
«В результате «деятельности» нового руководства не только стало невозможно работать продуктивно – стало просто невыносимо находиться в атмосфере враждебности, оскорбительной подозрительности и неуважения к людям», — подытожили сотрудники.
Солоницына, бывший редактор газеты Союза кинематографистов «СК-Новости», в июле 2014 года сменила на посту директора музея киноведа Наума Клеймана — для него была специально создана должность президента. Ее назначение было воспринято сотрудниками с некоторой настороженностью, но Клейман назвал выбор такой кандидатуры «наилучшим». Правда, в киносообществе не все разделили его мнение.
«Назначение Солоницыной было специально спланированной акцией, которая должна была по-человечески дожать этот рассадник профессионализма, преданности делу, кинематографической верности,
— поделился с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей. — Музей хотят намеренно завести в трясину, сделать так, чтобы его забыли». По мнению Дондурея, происходящее сейчас с этой институцией свидетельствует о слабости творческих союзов — в частности, Киносоюза и Союза кинематографистов.
Клейман возглавлял Музей кино с момента его основания как независимой организации в 1992 году (до этого музей был подразделением Союза кинематографистов). До 2005 года музей располагался в Киноцентре на Красной Пресне, но потом был выселен оттуда — его фонды были переведены на «Мосфильм», а показы проходили в различных кинотеатрах Москвы.
Летом 2013 года Министерство культуры объявило о том, что не будет продлевать контракт с Клейманом, но после целой кампании в его защиту оставило его в должности директора еще на год, пообещав за это время разобраться с концепцией развития музея и подобрать помещение для него. Но разработанная сотрудниками концепция была отвергнута, новой никто не предложил (Солоницына также пришла на должность без проекта), обещанное Музею кино здание НИКФИ Минкультуры выделить не смогло из-за сложной структуры прав собственности на объект.
«Нынешняя власть ни в каком виде не хочет видеть Музей кино,
— считает Даниил Дондурей. — Действительно странно, что одна из крупнейших в Европе кинематографий — и по качеству, и по объему — не имеет здания (для своей синематеки. — «Газета.Ru»). Просто смешно, что за десять лет, которые длится эта история, не нашлось нескольких миллионов долларов на музей, а на ВГИК и на Госфильмофонд находятся миллиарды — они финансируются отдельной строкой в бюджете, как Большой театр».
«Газета.Ru» запросила комментарий у Министерства культуры РФ, на момент публикации статьи он не был получен. Наум Клейман и сотрудники Музея кино отказались комментировать ситуацию до поступления ответа на их обращение со стороны Минкульта.
По данным «Интерфакса», ведомственная проверка, которая проводилась в Музее кино в 2013-м и июле-августе 2014 года, выявила финансовые нарушения. Так, в 2013 году музей, как указывает агентство, не выполнил в полном объеме государственное задание, а также тратил бюджетные субсидии на учет и хранение экспонатов, не поставленных на учет в Музейном фонде РФ. В музее якобы неправомерно рассходовали средства на оплату услуг, а, кроме того, регулярно нарушался режим рабочего времени — например, не были утверждены правила внутреннего трудового распорядка.