— Были ли какие-то признаки недовольства театром, которые бы предвещали то, что произошло? Может быть, какие-то стычки с арендодателями?
— Нет, наоборот, мне кажется, что у театра в последнее время был всплеск популярности: часто появлялись положительные отзывы на спектакли, нас приглашали на гастроли, крепла связь со зрителем. У нас шло по два-три спектакля в день, много мероприятий мы делали для города. На Международном культурном форуме мы, например, играем один из спектаклей про падение Константинополя. На нашей территории прошел драматургический фестиваль «Любимовка». Кроме того, мы готовились к новым социальным проектам в рамках программы «Театр + общество», в которой мы партнерствуем с Министерством культуры РФ:
<1>
у нас планируется интересный проект с бывшими заключенными, которые смогли начать новую, честную жизнь.
Мы существовали вполне благополучно — выполняли пожарные предписания, платили налоги и в отличие от многих московских театров не сдавали наше помещение под корпоративы.
Я думаю, что мы из тех людей, которые выполняют определенную театральную миссию: у нас много бесплатных мероприятий для жителей города, много районных программ.
Логику в решении лишить нас площадки искать не следует, потому что все свои обязательства мы выполняли.
— У театра ведь были налажены отношения и с федеральными, и с городскими властями?
— Да, мы делаем проекты по заказу департамента культуры города Москвы: например, проводим работу в школах — в том числе в рамках проекта по актуализации классики. У нас есть много наработок в этой области, которыми мы охотно делимся.
Нас с нетерпением ждут и в коррекционных школах, и в школах с детьми-мигрантами.
То есть нашу миссию театрального центра мы выполняем, поэтому решение арендодателя просто нерационально.
— Сегодня почти одновременно произошли два события — увольнение Софьи Апфельбаум, которая занималась поддержкой театров на министерском уровне, и известие о проблемах у вашего театра. Есть ли связь между ними?
— Вряд ли, потому что
договор с нами был расторгнут намного раньше — несколько месяцев назад, но мы об этом не знали, продолжали платить аренду и пользоваться помещением.
Дело скорее в том, что мы имеем право приоритетного продления аренды. Если бы с нами не расторгли договор таким образом, его пришлось бы продлевать на следующие пять лет или даже больше. Я думаю, что неожиданное прерывание отношений — это прежде всего попытка избежать такого продления.
— Что и когда теперь грозит Театру.Doc?
— Театру.Doc грозит только потеря помещения — очевидно, вместо него там будет магазинчик какой-нибудь, например.
— Не может ли это решение быть связано с политической борьбой, например, внутри мэрии? В среду открылся упомянутый вами Международный культурный форум...
— Нет, я думаю, что связано это только с определенными решениями в области культурной политики, речами, произносимыми в Думе, — например, о том, что в наших спектаклях участвуют гастарбайтеры (недовольство этим фактом, а также фактом награждения артистов-мигрантов высказывал депутат Госдумы Евгений Федоров. — «Газета.Ru»). Но мне не хотелось бы искать здесь конспирологию. Все вопросы нужно задавать тем, кто расторг с нами аренду.
— Театру.Doc есть куда перенести свои спектакли?
— Нет, конечно, мы не думали об этом.