2013 год. Беглый агент ЦРУ Джеймс Сноу (в персонаже Арнаса Федаравичус легко угадать Эдварда Сноудена) летит на самолете в Россию и смотрит телевизор, по которому рассказывают, почему ему следует бояться систем ПВО и истребителей: совсем недавно он рассказал всему миру о преступлениях американского правительства против человечества.
Приглашенный эксперт с экрана мрачно прогнозирует, что США, чтобы отвлечь мир от сенсационных разоблачений, в ближайшем будущем устроят небольшую войну в одной из стран бывшего СССР.
Сопровождающий американца русский разведчик на скверном английском объявляет, что Сноу должен узнать правду о своем прошлом, и начинает рассказ.
1985 год, Москва. КГБ начинает грандиозную операцию по отлову расплодившихся американских «кротов». Часть задержаний капитан Николай Громов (Евгений Цыганов) и его непосредственный начальник полковник Карпенко (Александр Робак) проводят чисто, но оступаются на Гордовском (Дмитрий Муляр): тому удалось сбежать. После такого провала жизнь Громова окончательно подчиняется работе, чем недовольна его жена Наталья (Юлия Снигирь); но на стороне оперативника тесть и теща — генерал КГБ Дмитриев (Георгий Тараторкин) с верной спутницей жизни (Елена Сафонова).
Первый канал начинает показ восьмисерийного шпионского телефильма «С чего начинается Родина». Это полуисторический сериал, основанный, что называется, на реальных событиях.
В Гордовском без труда узнается Олег Гордиевский — кадровый советский разведчик, более десятка лет работавший на западные спецслужбы.%
В 1985-м он попал под подозрение, был отозван из Лондона, но смог сбежать с помощью сотрудников британского посольства.
История Гордиевского и подтолкнула Александра Бородянского написать первый вариант сценария, в котором побег предателя служит началом целой операции советских спецслужб в интереснейшие (как это слово понимается в известном китайском проклятии) времена позднего СССР, когда государственная машина еще работала, но уже не понимала зачем. Снял «С чего начинается Родина» Рауф Кубаев, продюсер сериала «Москва. Три вокзала», сценарист «Эффекта Богарне» и постановщик боевика «На краю стою».
К шпионам и всемогущим спецслужбам авторы добавили человеческие страсти в виде любовного треугольника и получили фильм, который зажил своей собственной жизнью, как это обычно и бывало в работах Бородянского, которые неожиданно выстреливали все последние 30 лет. Он писал сценарии к «Мы из джаза», «Начни сначала», «Курьеру» и «Городу Зеро» в 1980-х, к «Цареубийце» и «Ворошиловскому стрелку» в 1990-х — эти картины чуть-чуть, но опережали свое время и задавали тон будущему диалогу.
Предыдущая работа Бородянского — «Белый тигр» (его поставил Карен Шахназаров) — тоже вызвала споры, что не помешало ей претендовать на «Оскар» от России.
«С чего начинается Родина» также приглашает к разговору, вроде бы завершенному еще в перестройку, когда в массовом сознании был сформирован совершенно четкий образ КГБ как организации очень страшной, бездушной и почти всемогущей.
Сериал Кубаева перестроечные представления отвергает, но не все: вездесущность сотрудников госбезопасности никуда не девается, хотя и не всегда срабатывает так, как надо. А вот со страхом и бездушностью «С чего начинается Родина» разбирается едва ли не с ходу. Герои фильма любят, им ведомы простые человеческие страсти, они беззаветно преданы стране, да и дружба им не чужда.
Они и занимаются тем, что ловят шпионов, ни на каких противников общественного строя не размениваясь.
Показать советские спецслужбы с человеческим лицом Бородянскому и Кубаеву помог удачный подбор актеров.
Цыганов, отлично сыгравший у Валерия Тодоровского в прошлогодней «Оттепели», судя по всему, окончательно нашел свой стиль: его герой в новом фильме — немного отстраненный от мира чекист с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками,
которого его окружение всеми силами старается вывести из равновесия, называет по фамилии. И у него опять проблемы с женщинами.
Фактически «С чего начинается Родина» — это еще советской поры телефильм «ТАСС уполномочен заявить»,
переделанный для современного зрителя, который фамилии Гордиевского и Калугина, возможно, слышал и они его могут заинтересовать, а вот про вымышленные советскими сценаристами Тразиланд и Нагонию, скорее всего, просто не поймет.
Авторы сериала просчитали почти все, учли все нюансы, сумели воссоздать знаменитое здание на Лубянке в подмосковных Люберцах,
но переиграли сами себя, когда попытались сделать фильм актуальным и откликнуться на сегодняшнюю политическую ситуацию.
Сноу оказался главнее Громова, переиграл его: даже если сериал расскажет, какое отношение агент АНБ имеет к советским спецслужбам, останется вопрос, насколько этому можно доверять. Проверить, разумеется, ничего не получится, во всяком случае, если не знать подоплеки провала Анны Чапман и всех, кто был раскрыт вместе с ней.
Конечно, Сноуден в сериале — это своеобразное пасхальное яйцо и подарок для понимающих. Особенно для тех, кто знает, что байопик мятежного сисадмина вскорости будет снимать сам Оливер Стоун, который пока только подыскивает актера на главную роль.