Каждую осень в Москве театральная жизнь напоминает один бесконечный международный фестиваль, на который съезжаются самые лучшие и известные режиссеры со всего мира:
один смотр плавно переходит в другой, а количество хедлайнеров европейского театра, участвующих в них, зашкаливает за все мыслимые пределы.
Не станет исключением и этот год. Введенные Западом санкции против России на культурном сотрудничестве пока почти не отразились, и кажется даже, что такого количества гастролей ведущих мировых театров, как в ближайшие три месяца, в нашей стране не было практически никогда.
«Газета.Ru» составила календарь гастролей в России спектаклей 10 лучших европейских режиссеров.
Ромео Кастеллуччи
«Юлий Цезарь. Фрагменты», Общество Рафаэля
25 и 26 сентября в Санкт-Петербурге (Театральный фестиваль «Балтийский дом»)
29 сентября в Москве (Фестиваль моноспектаклей SOLO)
Кастеллуччи — режиссер радикальный и бесстрашный, готовый ради своего искусства на любые жертвы. Так, первая часть его «Божественной комедии», премьера которой состоялась на Авиньонском фестивале во дворе Папского дворца, начиналась с того, что на Кастеллуччи выпускали стаю разъяренных овчарок, от которых ему приходилось по-настоящему отбиваться.
В этот раз он привезет в Россию один из самых вызывающих и сложных своих проектов. Спектакль строится на монологах Марка Антония из шекспировского «Юлия Цезаря»:
в версии Кастеллуччи герой пережил операцию по удалению гортани, как и актер, который его играет.
Его голос в прямом смысле рождается на глазах у зрителей: они проходят путь звука, извлекаемого из человеческого тела, вместе с видеокамерой, введенной в носоглотку актера. Спектакль все время играется в нестандартных пространствах – так, в Санкт-Петербурге он будет показан в Михайловском замке, а в Москве — в галерее «Коллектор», расположенной на глубине 20 м под землей, в подвалах Микояновского мясокомбината.
Пиппо Дельбоно
«Орхидеи», Театральная компания Пиппо Дельбоно
5 октября в Санкт-Петербурге (Фестиваль «Балтийский дом»)
«Генрих V»
7 октября в Москве (Фестиваль «Сезон Станиславского»)
Пиппо Дельбоно – еще один итальянский режиссер-провокатор. Кто только не участвовал в его проектах –
дистрофики, калеки, раковые больные, глухонемой старик Бобо, встреченный режиссером в сумасшедшем доме и с тех пор играющий почти в каждом его спектакле.
Дельбоно страстен и по-итальянски экспрессивен – в своих постановках он всегда сам выходит на сцену, читает стихи, разговаривает со зрителями.
Дельбоно покажет в России сразу два спектакля. В Санкт-Петербурге можно будет увидеть его недавнюю премьеру «Орхидеи». Спектакль о любви, человеческих потерях и попытках преодолеть пустоту, основанный на фрагментах из Шекспира, Чехова и современных текстов, режиссер посвятил своей умершей матери.
В Москве с Дельбоно впервые смогут поработать российские актёры. В интерактивном спектакле, вдохновленном шекспировским «Генрихом V» вместе с артистами труппы Дельбоно примут участие актеры из Москвы, специально отобранные Фондом Станиславского: они будут несколько дней репетировать с режиссером в Любимовке, подмосковном имении отца-основателя русского психологического театра Константина Станиславского.
Томас Остермайер
«Враг народа», Театр «Шаубюне», Берлин
5, 6 октября, Москва (Фестиваль «Территория»)
Томас Остермайер – один из тех режиссеров, которые у многих в России в первую очередь ассоциируются с понятием «новый европейский театр». Спектакли Остермайера – образцово-показательные примеры современной трактовки классики. Героев Шекспира и Ибсена он в обязательном порядке помещает в сегодняшний день и заставляет говорить современным языком. Его спектакли всегда динамичны, экспрессивны, остросоциальны.
«Враг народа» не исключение. Ибсеновский доктор Штокманн, борющийся за честность и справедливость в отдельно взятом городе, впрямую начинает общаться со зрителями, выходит в зрительный зал, а апофеозом спектакля становится митинг, в котором может принять участие любой желающий.
Оскарас Коршуновас
«Чайка», Театр Оскараса Коршуноваса, Вильнюс
6, 7 октября в Санкт-Петербурге (Фестиваль «Балтийский дом»)
«Последняя лента Крэппа»
7, 8 октября в Санкт-Петербурге (Фестиваль «Балтийский дом»)
26, 27 ноября в Москве (Фестиваль «NET – Новый Европейский Театр»)
Литовец Оскарас Коршуновас долгое время был одним из главных возмутителей спокойствия на постсоветском театральном пространстве. Его режиссерский почерк сложно было не узнать:
в каждом его спектакле сцена буквально ломилась от огромного количества декораций и разных предметов самого странного назначения, актеры громко кричали и быстро бегали, звучала оглушительная музыка.
Но в последние годы Коршуновас стал делать новый для себя театр – тихий, вдумчивый и предельно аскетичный. Его новые спектакли «Чайка» и «Последняя лента Крэппа» — очередной этап на этом пути.
Обе постановки играются в камерном пространстве, почти без декораций, и актеры в них существуют с полным жизнеподобием.
«Чайку» Коршуновас называет очень важным моментом для своего театра, которому недавно исполнилось 15 лет: труппа как бы смотрится в зеркало чеховской пьесы. «Последняя лента Крэппа» — моноспектакль знаменитого актера Юозаса Будрайтиса, который Коршуновас мечтал поставить ещё с середины 90-х.
Корнель Мундруцо, Театр «Протон», Будапешт
«Деменция»
10 октября, Санкт-Петербург (Фестиваль «Балтийский дом»)
15, 16 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый Европейский Театр»)
Корнель Мундруцо, наверно, самый известный и успешный сегодня венгерский режиссер театра и кино. Его фильмы несколько раз становились призерами Каннского фестиваля, его спектакли постоянно участвуют в фестивале Авиньонском, как театральный режиссер он работает не только у себя на родине, но и в других странах. В Россию до сих пор его театр приезжал лишь однажды:
на фестивале «Текстура», закрытом новыми краевыми властями Пермского края, был показан один из самых жестких его спектаклей — «Лёд» по роману Сорокина.
В этот раз к нам приедет самая свежая его работа – спектакль «Деменция», действие которого происходит в заброшенном сумасшедшем доме. Больницу закрыли, но пациентов из нее не вывезли, бросив на произвол судьбы и заставив доживать в ней своими силами. Мундруцо не только исследует человеческое безумие, но и ищет ответы на вопросы о праве человека на смерть и о том, куда может привести страдание.
Аттила Виднянский. «Йоханна на костре». Венгерский Национальный Театр, Будапешт
9 октября, Санкт-Петербург (Театральный фестиваль «Александринский»)
«Человек крылатый»
10 октября, Санкт-Петербург (Театральный фестиваль «Александринский»)
Атилла Виднянский – главный конкурент Мундруцо в венгерском театре. Говорят, отношения между ними настолько напряжены, что режиссеры сами попросили, чтобы их спектакли в Петербурге поставили на одни и те же дни: пусть зрители выбирают. Виднянский родился в крохотном украинском городе Берегово недалеко от венгерской границы, потом окончил университеты в Ужгороде и Киеве. Национальный театр в Будапеште он возглавляет с прошлого года.
Виднянский – режиссер редкого масштаба. Питерская публика сможет увидеть самые амбициозные его работы.
В «Йоханне на костре» по оратории Артюра Онеггера заняты десятки человек, включая три хора и симфонический оркестр.
А в «Человеке крылатом», сложном театральном сочинении о Циолковском, Гагарине и о стремлении славянского человека в космос, зрители сидят прямо на сцене на поворотном кругу и становятся участниками безумной фантасмагории, в которой великие ученые и космонавты начинают напоминать древних богов.
Эймунтас Някрошюс,
«Книга Иова», Театр «Мено Фортас», Вильнюс
12, 13 октября, Санкт-Петербург (Фестиваль «Балтийский дом»)
16, 17, 18 октября, Москва (Фестиваль «Сезон Станиславского»)
Эймунтас Някрошюс, вероятно главный режиссер литовской театральной школы, превращает любой спектакль в священнодействие. В своем новом спектакле
Някрошюс продолжил изучение Библии: когда-то он ставил Песнь песней, теперь – Книга Иова.
Как всегда у Някрошюса, в спектакле много метафор, одновременно сложных и простых, идеально слаженный актерский ансамбль, медитативная музыка, медленный ритм. Някрошюс в очередной раз задается вопросом о Боге и человеке, о грехе, сострадании и возможности прощения.
Деклан Доннеллан,
«Король Убю», Театр Cheek by jowl
21, 22 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый европейский театр»)
Деклан Доннеллан – один из самых известных и любимых в России европейских режиссеров. И уж точно тот, кто чаще всех у нас ставит:
в разных российских театрах он выпустил целых семь спектаклей, включая даже балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленный им в Большом.%
Но в афише фестиваля «NET — Новый европейский театр», в центре внимания которого всегда актуальное и радикальное искусство, Доннеллана раньше было бы очень сложно себе представить.
Его спектакли, всегда идеально выверенные, строгие и аскетичные, – образец зрелищного театра с простыми смыслами для самых широких зрителей.
В «Короле Убю», поставленном им во Франции и на французском языке по скандальной пьесе Альфреда Жарри, уже больше века поражающей зрителей и читателей своею грубостью и жестокостью, Доннеллана невозможно узнать. Никакой пустой сцены и актеров в офисных костюмах, как это обычно у него бывает. Сложная декорация, гротескные одежды, громкая музыка, видеопроекции и все агрессивные приемы современного театра, которые только можно себе представить.
Кэти Митчелл
«Дыхание», Театр «Шаубюне», Берлин
29, 30 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый европейский театр»)
Кэти Митчелл из тех поставщиков, которые за последние 15 лет кардинальным образом реформировали весь язык современного театра.
В ее самых известных спектаклях часто уже невозможно отделить театр от кино, понять, что происходит на сцене, что на экране, и каким образом разные виды искусства трансформируются в одно-единственное его произведение.
Так было и в единственной ее постановке, которая уже побывала в России – «Кристине» по мотивам «Фрекен Жюли» в том же берлинском «Шаубюне» (фестиваль «NET» привозил спектакль два года назад).
«Дыхание» непривычно аскетично для Митчелл. На сцене всего два актера – мужчина и женщина. Они непрерывно крутят педали на никуда не едущих велосипедах, приводя в движение динамо-машину, от которой питаются освещающие их лампы. Пьеса Дункана Макмиллана – о глобальной экологической катастрофе, переживаемой сегодня человечеством, и том, как она отражается на судьбе каждой отдельной личности.
Микаэль Тальхаймер
«Тартюф», Театр «Шаубюне», Берлин
29, 30 ноября, Москва (Фестиваль «NET – Новый европейский театр»)
В отличие от многих немецких режиссёеров, Тальхаймер никогда не идет на прямое осовременивание классики и обычно чурается остросоциальных тем. Его интересует прежде всего метафизика человеческих отношений, конечные смыслы знаменитых пьес и то преломление, какое они сегодня получают. Тексты Шекспира, Гауптмана, Толстого и других авторов в его спектаклях не просто переписываются — они сильно сокращаются и ужимаются.
Остаётся только самое важное: интрига, которая ведет за собой действие, и чувства, которые ею управляют.
Про «Тартюфа» говорят, что в нем Тальхаймеру удалось в прямом смысле перевернуть комедию Мольера «с ног на голову». По крайней мере формально это в самом деле так: действие происходит в подвешенном посреди сцены и качающемся в разные стороны перевернутом кубе. Актеры существуют в почти экспрессионистской манере, и обманщик Тартюф оказывается ничем не хуже тех обезумевших гротескных героев, которые его окружают. Главную роль в спектакле играет, как и во «Враге народа» Томаса Остермайера, звезда «Шаубюне» Ларс Айдингер.