Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Проблема России — в отсутствии анализа»

Режиссер, драматург, художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев рассказал «Газете.Ru» о новых спектаклях на своей сцене

Режиссер и драматург Иван Вырыпаев рассказал «Газете.Ru» о том, куда движется театр «Практика», театральное сообщество и вся страна.

Театр «Практика» в нынешнем году предпринял эксперимент — здесь не закрывали сезон на время отпусков. Всего за последнее время в «Практике» было выпущено десять премьер — для совсем небольшого театра огромная цифра. Иван Вырыпаев, полтора года назад сменивший создателя «Практики» Эдуарда Боякова на посту худрука, запустил в театре процесс непрерывной реформы — из форпоста жесткой «новой драмы» эта площадка постепенно превращается в место, где ставятся совсем необычные и неожиданные тексты наряду с интерпретациями вполне классических текстов. Руководитель театра рассказал «Газете.Ru» о том, почему дети важнее взрослых, откуда в творческой среде берется размежевание по политическим мотивам и что в этой ситуации стоит делать.

— Начинается ваш второй сезон в «Практике» в качестве художественного руководителя. Можете ли вы подвести какие-то первые итоги, что было сделано за эти полтора года и как изменился облик театра, если это произошло?

— В прошедшем сезоне было сыграно десять премьер, и это для нашего театра оказалось катастрофически много. Все мои сотрудники теперь единогласно мне сказали: «Иван, пожалуйста, больше так не делай!» Это было очень тяжело для всех. Мы планировали выпустить всего семь спектаклей, что само по себе для такого маленького театра, как «Практика», количество очень большое. Но в итоге их получилось еще больше – незапланировано вышла «Золушка» Марфы Горвиц, и еще два спектакля для детей возникли в последний момент, мы их выпустили летом.

Помимо этого мы провели целый курс интегрального творческого развития — цикл занятий, в котором участвовали молодые актеры, режиссеры и театральные менеджеры.

Итогом его работы станет мой спектакль «Иранская конференция». 7 октября, в день рождения театра, будет его предварительный показ, но официальная премьера пройдет уже после Нового года.

И одно из главных достижений – это менеджмент, который поменялся полностью. Директор Юрий Милютин и продюсер Мария Горшкова провели очень большую и серьезную работу. Это был год, когда люди узнавали друг друга, привыкали друг к другу, знакомились – и в итоге у нас появилась крепкая команда. На данном этапе нам очень нужна была такая внутренняя перестройка, и она произошла на огромной скорости.

— Расскажите о планах «Практики» на сезон.

— Нам в этом году исполняется 10 лет, и план событий у нас большой. Первой премьерой станет спектакль «Black & Simpson», режиссерский дебют нашего актера Казимира Лиске. Мне очень нравится название – так могло бы называться печенье, или конфеты, или компьютерная игра. Но на самом деле это переписка двух американцев.

У одного из них убили и изнасиловали дочь. А второй – тот, кто это сделал, и из тюрьмы стал посылать ему письма. Они переписываются 15 лет, и между ними каким-то образом возникло такое тотальное, глубинное… прощение.

Это очень интересная, реальная история, которую Казимир услышал по радио в нью-йоркском такси. Он встретился с отцом девушки, Гектором Блэком, взял у него часть писем и сделал на их основе пьесу.

Он придумал, как мне кажется, очень необычный ход, на котором основывается спектакль, – то есть это будет не просто чтение писем. Премьера состоится в декабре.

Еще одна премьера – спектакль «Этика», по книге Станиславского. Его нам предложили ребята из творческого объединения «9», с которым мы сотрудничаем. Я перечитал эту книгу, которую когда-то несколько раз проходил в театральных вузах, и пришел в неописуемый восторг.

Потому что если в ней заменить слово «театр» на слово «жизнь», то она будет в чистом виде обращением к нашей стране, и мне это показалось очень интересным.

Будет и четвертая премьера, но она пока под вопросом – есть несколько разных вариантов, но мне интересно, не появится ли еще какой-то новый, который окажется самым важным и нужным. Поэтому ее мы пока не объявляем.

Еще мы продолжим совместно с ГМИИ проект «Практика. Персона»,

у нас будут очень известные гости, в том числе из других стран, мы сейчас ведем с ними переговоры. Все они будут говорить на театральные темы – театр и жизнь, политика, социальность. То, как искусство сегодня может менять мир и в чем его роль.

Мы готовим буклет о театре, будет снят фильм. Речь, конечно же, о десятилетии не только самого театра, но и вообще российского движения «новой драмы», с которым «Практика» тесно связана и из которого во многом возникла.

— В этом году «Практика» работала все лето и играла детские спектакли. Насколько это был удачный опыт?

— С коммерческой точки зрения это был не очень удачный опыт. Мы ничего не потеряли, но и не заработали. Нам не удалось сделать так, чтобы собирались полные залы.

И проблема не в лете, а в том, что люди не привыкли к такому, а мы не смогли их приучить.

Но с точки зрения творческой это абсолютный успех. На каждый спектакль приходили 20–30 детей с родителями, и им было по-настоящему хорошо.

Оказалось, что летом многим родителям некуда привести ребенка, поэтому все, кто до нас доходил, были очень довольны. Была прекрасная атмосфера, и мы обязательно будем это продолжать. Просто надо будет лучше подготовиться – в этот раз сделать такой опыт мы решили внезапно и почти спонтанно.
Нет смысла закрывать театр на лето. Сотрудники уходят в отпуск по очереди, а театр простаивает без работы – какой в этом смысл?

— Вообще в «Практике» детских спектаклей уже очень много, сейчас даже шутят, что «Практика» превращается в детский театр. Можно ли сказать, что для «Практики» теперь дети в чем-то важнее, чем взрослые, и с чем это связано?

— Да, у нас есть опасность превратиться в детский театр. Причем все эти спектакли получаются спонтанно, никакого плана нет. Как дети, которые рождаются в многодетной африканской семье. Раз – и ребята из ТО «9» принесли идею «Мухи-цокотухи». Мы посмотрели, и нам очень понравилось. На спектакль сходила моя двухлетняя дочь – впервые пришла в театр – и в него втянулась. Потом пришли Светлана Иванова с Алисой Гребенщиковой и предложили «Ёжика и медвежонка». Как отказать? Это спектакли маленькие и очень контактные. Не взять их в репертуар невозможно, как котенка, которого нашел на улице холодным осенним днем – его же не выбросишь. Он такой приятный, мягкий – вот так они у нас появились, хотя раньше всегда думал, что детские спектакли – это очень сложно.

Когда я был маленьким, я не видел хороших постановок для детей. Всегда были волк с лисой, которые, злые и ободранные, хромые, бегали по сцене.

А тут совсем другое.

И я подумал: может быть, нам правда стать детским театром?

Приходишь, здесь так здорово, такая атмосфера, вокруг бегают дети, едят пирожные. Я бы хотел таким театром руководить.

Вообще мне кажется, что сейчас в связи со всеми событиями на Украине наша страна показала свое лицо, мы все показали.

Показали, что мы, взрослые, немножко безнадежны. Поэтому нашей стране нужно сейчас инвестировать в детей. Это все, что мы можем сейчас сделать.

Я сомневаюсь, что мы можем изменить свое правительство или себя самих. Уже поздно. Все формируется в детстве. Поэтому нужно вкладывать средства и усилия не в нефть, и не в яйца с молоком, которые мы хотим сейчас производить каким-то мистическим способом, а в наших детей. Они должны вырасти и построить нашу страну. Это самая важная и актуальная тема.

— А вы бы не хотели написать детскую пьесу?

— Я уже написал. Для Театра Маяковского, но так получилось, что она не была поставлена. Это монопьеса, она называется «Чему я научился у змеи» — 7 сентября прошла ее читка на фестивале молодой драматургии «Любимовка». Ее очень трудно сыграть. Я показывал ее многим актерам – и все они говорили, что это сложно, в течение часа исполнять детям монолог, который к тому же звучит на первый взгляд довольно назидательно.

Театр им. Маяковского ко мне хорошо относится, и я к нему тоже, я очень уважаю их художественного руководителя Миндаугаса Карбаускиса и то, что он делает. Но способ существования в моих пьесах, наверно, не очень подходит этому театру. Ее оказалось невозможно там сделать. Она вроде бы понравилась и Карбаускису, и актерам, но они не могли найти ключа к ее исполнению.

— Вы второй год подряд принимаете участие в драматургическом фестивале «Любимовка» с новой пьесой. Зачем это вам, известному и успешному драматургу со своим театром?

— Ну, это известный и успешный фестиваль. Я вышел из «Любимовки» и ее люблю. Для меня Театр.doc и «Любимовка» остаются самыми лучшими проектами на сегодняшний день.

Я патриот своего театра «Практика», но мой любимый театр в стране – это Театр.doc. Театр.doc – это очень круто.

Мне нравится его формат, и мне очень нравится «Любимовка». Она действительно приносит свои плоды. Почти все современные драматурги в России были так или иначе связаны с «Доком» или «Любимовкой».

И только благодаря тому, что в прошлом году мою пьесу «Летние осы кусают нас даже в ноябре» прочитали на «Любимовке», она теперь идет в «Мастерской Фоменко». Мне бы даже в голову не пришло ее в этот театр отправить – но на читке была завлит, и так получился спектакль. Мне интересен отклик людей – и это очень важный шанс его получить. Когда я отправляю пьесу, я же не навязываю ее, а спрашиваю: «Можете ли вы ее взять?» И устроители фестиваля принимают решение. Поэтому я очень рад такой возможности.

— До последнего времени вы не работали как режиссер над чужими текстами, а теперь поставили «Женитьбу» и «Благодать и стойкость». В чем для вас разница между работой над собственным текстом и над произведением другого автора?

— Ни в чем. Никакой разницы нет. Когда я делаю свой текст, это все равно два человека. Я не знаю, поверят ли мне, но готов в этом поклясться. Когда я пишу текст – я драматург. Когда я ставлю его, я беру систему анализа пьесы, которой меня научил мой педагог Алексей Михайлович Поламишев, применяю его к своему тексту. И очень часто узнаю про него что-то новое, чего я не знал. Потому что пьесу пишешь интуитивно. Я просто представляю, что хочу сказать и как это должно выглядеть. А моя главная цель как режиссера – донести пьесу.

Вот я взял пьесу Гоголя, хочу понять, что он написал, и постараться сделать так, чтобы меня было как можно меньше, а Гоголя как можно больше.

В случае же с моими пьесами я хочу, чтобы Вырыпаева-режиссера было как можно меньше. Тот же самый подход. Конечно, здесь легче то, что в случае со своими текстами я все же знаю, что хотел сказать.

— В «Благодати и стойкости» на сцене ничего не происходит, а Казимир Лиске и Каролина Грушка просто по-английски читают с листов текст Уилбера. Как шла работа над спектаклем и в чем она заключалась?

— Дело в том, что это как раз очень сложно. В спектакле ничего не происходит в плане физических действий, но он очень трудный.

Это техника постоянного удержания внимания зрителей без всяких внешних средств.

Это медитативная вещь, для которой актерам надо долго тренироваться – чтобы в ситуации, когда ничто не отвлекает зрителя от текста, он непрерывно за ним следил и не уставал его воспринимать.

И еще я настаиваю, что это не читка, а именно спектакль. В этом и есть высказывание.

Спектакль о дневнике. Ты приходишь, и с тобой говорит реальный человек, который уже умер. Показывать его мы не можем, не имеем права. Изображать и играть было бы очень глупо.

Но мы хотим, чтобы прозвучал его живой голос. И нам помогает ритм, выстроенный с помощью видео и музыки, который как-то поддерживает наше внимание. Это была сложная работа для меня. Самая сложная из всех, что я делал.

— В последнее время в театральной среде многие говорят, что вы превратились в проповедника — учите всех жить и провозглашаете трюистичные моральные императивы. Почему возникает такое ощущение?

— Если честно, то на самом деле я этого не знаю, я не изучаю целенаправленно мнение о себе. Но я просто так думаю про реальность. Для каждого человека является реальностью именно то, что он про нее думает. Поэтому, если в зале кто-то видит в моем спектакле или пьесе пафос и назидание, то в этот момент для него так и есть. Хотя я сам в своих мотивациях совсем не хочу проповедовать и назидать. И мне кажется, что я пытаюсь каждый раз говорить, что это не моя мысль, моя задача – ее озвучить. Я не сравниваю себя с Шекспиром, но и он часто говорил пафосные и назидательные вещи, например в «Макбете»: «Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках». Я надеюсь, что у меня все это происходит с юмором и иронией к самому себе.

Но, возможно, еще это происходит от того, что люди не любят, когда вещи называют своими именами. Мы привыкли жить в постмодернистской ситуации, где мы все время что-то прячем.

— Давайте тогда и кое-какие другие вещи назовем своими именами. Резкое обострение политической ситуации сейчас привело в том числе к тому, что появился вдруг колоссальный барьер между людьми из одной социальной и культурной среды. В том числе в театре: говорившие всегда на одном языке, считавшие себя друзьями, многие деятели теперь даже прекращают общение из-за разногласий по тем или иным вопросам. Как вам кажется, преодолим ли этот разрыв?

— Во-первых, я думаю, что все это – долгий процесс. А любой процесс – это развитие, то есть в нем всегда есть что-то позитивное. Даже если он плохой и больной.

Мне кажется, что вся эта ситуация возникла только из-за того, что в психологии называется термином «подавленность». Многие вещи были просто подавлены.

Если мы возьмем одного конкретного человека – то, что он в себе подавляет, никуда не девается и обязательно, рано или поздно, выльется в кризис.

Подавленность – вопрос времени. Подавленные сексуальные желания, эмоции. То же самое и с народами, странами, культурами.

Мы в России обладаем удивительным свойством страуса. Мы всегда прячем голову в песок, думая, что мы решаем таким образом проблему.

Но проблема нашего отношения с другими странами никогда не была решена. У нас чудовищная внешняя дипломатия. Мы всегда закрыты.

Мы никогда не решали проблемы со странами Балтии, с Польшей. Мы не обращали на них внимание.

Проблема России в одном – в отсутствии анализа.

Невозможно жить, не анализируя. Ни в жизни, ни в стране, ни со своими детьми. Мы подавляем анализ.

— Поясните, что вы имеете в виду?

— Что сейчас делает наше государство? Оно пытается подавить анализ. Анализ же – вещь неприятная. Вскрывает малоприятные вещи. Более того.

Неправильно проведенный анализ приводит к агрессии. И он действительно может привести к революции.

Выплескивается темная энергия, которая не контролируется. И она может кем-то использоваться в своих целях. Так было в 17-м году – Первая мировая война была хорошо использована одной группой людей.

Сегодня вроде бы никто не хочет крови и революций. Поэтому государство принимает решение: чтобы кровь не пролилась, нужно все запретить.

Проблема не решается, она подавляется. Но она тлеет, она продолжает жить. И по законам физики и психологии, она от этого только усиливается. Мы думаем, что её загоним – а она от этого взорвётся. Мы сидим на пороховой бочке.

На самом деле сейчас не произошло никакого переворота. Просто мы все мило пили чай, и не было острой темы. Теперь она появилась, и вместе с ней полезли наши комплексы, у каждого свои. В одном проснулся народник-патриот, в другом – крайне-левый либерал. И это все полилось рекой на наш общий кухонный стол. Не надо никого оскорблять и обвинять. С этим надо просто работать.

Новости и материалы
В Минобороны РФ сообщили о радиационной аварии на Украине
В московском аэропорту объявили тревогу из-за проблем с самолетом
В Кремле началась церемония вручения верительных грамот послами
Средства ПВО сбили в Курской области украинский беспилотник
Николай Цискаридзе призвал здороваться с уборщиками
В чемпионат Аргентины может заявиться футбольный клуб «Москва»
Жену певца Михаила Турецкого сравнили с Моникой Беллуччи
В Минобороны предупредили о тяжелых последствиях обстрелов Курской АЭС
Стало известно, насколько распространена в России самая летальная инфекция мира
СК завел дело на обстрелявших сахарный завод в Курской области военных ВСУ
Российские бойцы поразили места скопления ВСУ в более чем 140 районах
Лодка с пятью рыбаками перевернулась в открытом море на Камчатке
Гарик Burito объяснил, почему Долина попалась на удочку мошенников
Кустурица заявил, что никогда не хотел «Оскар»
На железнодорожных переездах появятся дополнительные камеры
Милонов предложил устроить «Дед Мороз шеринг», чтобы не нарваться на «простого алкаша»
Юрист рассказал, что грозит Инстасамке после пожара в московской квартире
Российский хоккеист может стать одним из самых высокооплачиваемых игроков в НХЛ
Все новости