В конце августа ГМИИ им. Пушкина официально начал строительство музейного городка, который был задуман еще его основателем Иваном Цветаевым и проект которого активно продвигала бывший многолетний директор, а ныне президент Пушкинского Ирина Антонова. Церемония была скромной – в кладку усадьбы Вяземских-Долгоруковых, с реставрации которой, собственно, и начались работы, был заложен памятный камень со специальным маячком.
Скромность понятна: слишком долго в ГМИИ шли к этому моменту и слишком неопределенно время, когда о музейном городке можно будет говорить как о свершившемся факте.
В ближайшие два года начнется реконструкция и строительство еще пяти объектов в квартале, ограниченном двумя Знаменскими и Колымажным переулками и улицей Волхонкой – в том числе нового депозитарно-реставрационного центра и бывшего Института философии.
Пока что в Пушкинском не знают, что будет с бензозаправкой 1930-х — она была спроектирована архитектором Алексеем Душкиным, а в наши дни объявлена памятником архитектуры, так что снос и строительство на этом месте запрещены. О судьбе главного здания тоже обещают подумать позже. Кроме того, под вопросом и реализация задумки о связывающем все строения подземном пространстве.
Впрочем, архитектурные проекты далекого будущего (часть новых зданий откроется только в 2018 году) не мешает ГМИИ разрабатывать ближайшие планы.
Экономические и политические санкции со стороны стран Европы, Америки и Австралии не повлияли на намеченные экспозиции и гастроли выставок, сообщили в музее. Правда, сотрудники ГМИИ отмечают, что стопроцентных гарантий дать нельзя – никто не знает, что за ситуация сложится завтра.
Но, судя по анонсированным выставкам, которые начнутся в музее в этом году, политическая обстановка на межмузейный обмен действительно пока не влияет; как подчеркнули в музее, даже отмена Польшей перекрестного года не поставила под вопрос уже достигнутые договоренности.
Новый сезон Пушкинский музей начнет с выставки «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России». Откроется она 23 сентября; экспонаты для нее предоставили Музей Виктории и Альберта, галерея Тейт, Британский музей и лондонская Портретная галерея. В ГМИИ будут представлены гравюры художника-модерниста к пьесе Уайльда «Саломея» и другим произведениям литературы, фотографии, архивные материалы, а также работы русских художников, работавших под влиянием Бердслея. – Константина Сомова, Льва Бакста, Сергея Лодыгина и других. С российской стороны экспозицию поддержали Третьяковская галерея, Русский музей, Музей имени Бахрушина и много кто еще.
Еще одним «английским» проектом станет «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» — выставка, которая пройдет в главном здании с 3 октября.
Дизайном, кстати, в Пушкинском намерены заняться всерьез – если эта экспозиция подготовлена в сотрудничестве с московским Музеем дизайна, то в будущем ГМИИ собирается делать подобные проекты самостоятельно.
В октябре ГМИИ привезет в Москву личную коллекцию испанца Лолы Гарридо и покажет ее в проекте «В потоке времени: портретная фотография», а в ноябре в рамках перекрестного года России и Австрии отечественная аудитория может увидеть рисунки французских мастеров XVII–XIX веков из собрания венского музея Альбертина. Еще в Пушкинском обещают привезти из Швейцарии работы знаменитого авангардиста начала XX века Пауля Клее.
В ноябре музей соберет выставку «В гостях у Родченко и Степановой», приуроченную к 120-летию со дня рождения Варвары Степановой, а в октябре представит «Искусство Древнего Кипра», в рамках которой покажет результаты работы своих реставраторов; часть коллекции досталась Пушкинскому после Второй мировой (так называемое трофейное искусство).
О более далеких проектах, однако, в музее рассуждают неохотно. Нынешний директор Марина Лошак договаривается о сотрудничестве с мадридским «Прадо», Антонова – с французами о выставке, посвященной писателю и культурологу, первому министру культуры Франции Андре Мальро. Еще в Пушкинском собираются расширять представительство современного искусства, но, как отметила замдиректора музея Анна Трапкова, это стратегический проект, который может реализоваться лет через десять.
А уже нынешней осенью Ирина Антонова начнет серию лекций об искусстве для людей «третьего возраста» — старше 55 лет; абонементы на эти лекции предполагается продавать только при наличии пенсионного удостоверения.