Школьница с черными волосами, черными глазами, черной татуировкой и черными мыслями слоняется по пляжу Малибу, раздумывая,
как бы поскорее добиться тех же успехов, что и ее кумиры – убийца Чарльз Мэнсон и порноактриса Саша Грэй.
Жизнь ей отчего-то благоволит и сама подсовывает реквизит для жестокой драмы. Сначала Хлоя (Джиа Мантенья, дочь хорошего актера Джо Мантеньи из «Крестного отца III» и «Последнего дона») находит на берегу раненую чайку, судьба которой будет тревожить зрителей пол-фильма. Потом девушка без лишних движений соблазняет и порабощает двух старшеклассников – порядочного, но робкого Ника (Девон Веркхейзер) и деятельного, но глупого Джейсона (Спенсер Дэниелс). В этот момент фильм имеет все шансы превратиться в странную голливудскую версию российской «Прогулки», но Хлоя замечает на пляже своего антипода – тихую, невинную и добрую Хиллари (Рэйчел Серферт).
Поначалу кажется, что четверка будет единством и борьбой решать свои проблемы. Мать Хлои, пытаясь пробиться на ТВ, водит в дом продюсеров, пока отец живет с новой семьей в Нью-Йорке. Отец Ника, несостоявшийся голливудский сценарист, скоро продаст их дом. Успешные родители Ника разочарованы в бестолковом сыне. А мама Хиллари погибла в автокатастрофе, и девочка винит в этом себя.
Но чем больше раскрывается жестокий характер Хлои, тем яснее становится, что эти детки будут изживать не проблемы, а друг друга.
И хотя на постере изображена обнаженная героиня с длинноклювой маской, как у средневековых врачей, ни секса, ни террора в фильме нет. Локализованное название, намекающее на связь с освежающими «Отвязными каникулами» Хармони Корина, тоже выдает чересчур щедрые авансы. Оригинальное California Scheming куда честнее:
это кино не про превращение юности в оргию, а про интрижки, планы и схемы – то есть образ жизни, который Лос-Анджелес навязывает своим самым молодым резидентам.
Кадр, когда в него заходят родители героев, темнеет настолько, что невозможно разобрать лиц. Так режиссер-дебютант Марко Вебер подчеркивает: эти дети тянутся к свету кино- и телеэкранов, потому что дома их окружают мрачные тени.
Проблема фильма в том, что, найдя достойную исследования проблему и хороших молодых актеров, он не знает, в каком жанре себя оформить.
Вебер – продюсер интересных, но безуспешных лент с размытыми концепциями: «Информаторов» по Брету Истону Эллису, «Бруклинских полицейских» и «Светлячков в саду».
Лучшие сборы и отзывы среди его работ достались триллеру «Немыслимое» с Сэмуэлем Л. Джексоном – четко очерченной жанровой истории. «Отвязная Калифорния» успешный опыт не закрепляет. Это не молодежный триллер, хоть его герои и могли бы без изменений перекочевать в какой-нибудь «Крик». Это не драма о депрессии, ставшей стилем жизни современной молодежи – с этой темой, как показало прошлогоднее «Элитное общество», и Софии Копполе-то не совладать. Это, наконец, не постмодернистская игра с жанрами в духе сексуального «Тела Дженнифер» или подросткового неонуара «Кирпич». И, конечно же, это не шокирующее откровение в духе Ларри Кларка или Гаса Ван Сента.
Это вообще не художественное кино, а пародия на реалити-шоу. Актуальные герои, богатые вводные, серия правдоподобных конфликтов и интригующая развязка есть, но в историю все эти элементы сходиться не желают.
Единственная польза от этого не разобравшегося в себе фильма может заключаться в том, что какой-нибудь юный зритель вместо отвязной Калифорнии увидит в фильме те самые калифорнийские (а на самом деле, универсальные) схемы. Здесь довольно наглядно описано, когда и почему его сверстники малодушничают, как незаметно покоряются чужой воле и почему в чудовищных масштабах теряют время.
Но шансов, что целевая аудитория купится на постер с голой девушкой, немного: рядом идут «Черепашки-ниндзя» в 3D.