Новый альбом американского классика Тома Петти и его группы The Heartbreakers начинается песней «American Dream Plan B». «Я полупьян и не буду плясать под эту дрянь. Я вижу то, что хочу, и иду вперед», — поет Петти, формулируя этот самый «план Б», который ищут сегодня миллионы жителей страны, переживающей глубочайший идеологический кризис. «Hypnotic Eye» — выход для многих из них. Не подарок, но выход. С другой стороны, 11 песен, собранных под психоделической черно-белой обложкой, – квинтэссенция творческого метода одного из важнейших американских певцов, до обидного мало известного в России.
У этого печального факта есть простое и понятное объяснение – Петти играет на поле блюз-рока и фолк-рока, но не в хрестоматийном духе Биби Кинга или Эрика Клэптона, а переосмысленного — вроде, например, группы The Byrds. Неурядицы, связанные с определением жанра музыки Петти, кстати, преследовали его и на родине: в 1979-м году
прорывная пластинка The Heartbreakers «Damn The Torpedoes» неведомыми путями угодила на полки музыкальных магазинов в раздел «новая волна»,
хотя с коллегами из Blondie Тома Петти объединял разве что цвет волос.
Несмотря на уже упомянутый статус классика и всеобщий респект, определить место Петти в англоязычной музыке по-прежнему непросто. Дилан – язвительный философ и большой поэт, Брюс Спрингстин – певец рабочего класса, а Петти… Ближайшим его соседом можно считать Джорджа Харрисона — его друга и коллегу по супергруппе Travelling Wilburys (в которой, кроме этих двоих, принимали участие Джефф Лин и Рой Орбисон). Родство это, впрочем, касается не приверженности сложным гитарным переборам и индийским гармониям, а скорее общности точки зрения на окружающую реальность.
Заключается она во взгляде внимательном, но будто бы с обочины жизни, на которой герой оказался не по воле злого рока, а по собственному желанию – иногда лучше держаться подальше, чтобы лучше видеть.
Петти, как и Харрисон, не агитатор и не умник, у него нет «миссии». Вернее, он вообще будто не отделяет свою жизнь от того, чем занимается на сцене. Герои его песен – бродяги, влюбленные, поэты, и все эти слова можно отнести и к самому автору.
Важно, что для того, чтобы проникнуться этой музыкой, совершенно необязательно в совершенстве владеть английским языком.
Настроение здесь задает интонация, узнаваемый с первых аккуратных ударов по струнам ритм, простые, но изысканные мелодии и, наконец, ровное, спокойное уверенное дыхание, с которым Петти пропевает даже самые беспросветные строчки.
Таких на «Hypnotic Eye» немало. Том не отрывается от корней и очень чутко ощущает запах пороха — однако для упаднического по сути высказывания он выбрал идеальную гармонизирующую форму. Альбом, над которым группа кропотливо работала три года, записан в предельно приближенных к концертным условиях (поэтому, кстати, «Hypnotic Eye» идеально подходит и для первого знакомства с музыкой Петти). Это гаражный блюз-рок, сыгранный музыкантами, в которых меньше всего подозреваешь ветеранов, разменявших седьмой десяток. Разве что в умении гармонизировать рушащийся на глазах мир («Burnt Out Town», «Shadow People») можно было бы увидеть нечто стариковское – если бы Петти не владел этим талантом всю жизнь.
Послушать альбом можно здесь.