«Мэнни и Ло» (Manny & Lo)
Реж. Лиза Крюгер, 1996 год
11-летнюю героиню Скарлетт Йоханссон (Аманда по прозвищу Мэнни) похищает из приемной семьи ее 16-летняя сестра Лорель по прозвищу Ло (Алекса Палладино). Когда новые обстоятельства превращают сложную жизнь беглых сирот в почти невозможную, происходит еще одно похищение. Пожалуй, первая большая роль Йоханссон в мало кем замеченном фильме, чья фабула «две девочки против неуютного мира» роднит его с прекрасным «Миром призраков» (см. ниже), в котором Скарлетт сыграет через пять лет. Карьера же Алексы Палладино сложилась не слишком ярко, и в последний раз ей удалось напомнить о себе, когда в 2010-м она получила роль Ангелы Дармоди (жена героя Майкла Питта) в сериале «Подпольная империя».
«Заклинатель лошадей» (The Horse Whisperer)
Реж. Роберт Редфорд, 1998 год
14-летняя героиня Скарлетт Йоханссон теряет часть ноги в результате происшествия на конной прогулке, ее скакун Пилигрим превращается в неуправляемое животное, а подруга со своей лошадью и вовсе погибают. Чтобы исцелить Пилигрима, а вместе с ним и душу дочери, мать девочки (Кристин Скотт Томас) нанимает заклинателя лошадей (сам Роберт Редфорд). Степенная, красивая, старорежимная драма Роберта Редфорда способна придушить зрителя роскошными видами и всепоглощающей добродетелью героев, но остается образцом крепкого, уверенно снятого кино о хороших людях.
«Человек, которого не было» (The Man Who Wasn't There)
Реж. Итан и Джоэл Коэны, 2001 год
Юная героиня Скарлетт Йоханссон своей игрой на пианино олицетворяет для героя Билли Боба Торнтона луч света в темном царстве его жизни. Увы, Коэны разрушат эти чары, не оставив от веры героя и следа. Не главная, но важная роль в фильме выдающихся братьев приблизила Йоханссон к переходу из статуса подающей надежды девочки-подростка в главные актрисы своего времени.
«Призрачный мир» (Ghost World)
Реж. Терри Цвигофф, 2001 год
Юная героиня Скарлетт Йоханссон и ее лучшая подруга (Тора Берч) окончили школу и вместо того, чтобы собираться в колледж, проводят лето в прогулках, язвительно высмеивая сверстников, обывателей и вообще все на свете. В процессе они знакомятся с чудаковатым коллекционером виниловых пластинок (Стив Бушеми). Увы, ни ум, ни цинизм, ни девичья дружба не способны спасти героинь, которые пытаются задержаться в сумеречной зоне между отрочеством и взрослой жизнью. Щемящий фильм о том, куда уходит детство, — это, возможно, лучшее, что случилось с Йоханссон до «Трудностей перевода» (см. ниже). У Торы Берч, как и у Алексы Палладино, взрослая карьера в кино обидным образом не задалась.
«Трудности перевода» (Lost in Translation)
Реж. София Коппола, 2003 год
Молодая героиня Скарлетт Йоханссон оказывается в токийском отеле, где, пока ее муж-фотограф занят своей карьерой, слоняется без дела и знакомится с меланхоличным американским актером (Билл Мюррей), который стал жертвой коммуникационного разрыва на съемках рекламного ролика о виски. Вместе они выпивают, отправляются в караоке и сближаются на фоне инопланетной японской столицы. Фильм Копполы влюбляет в Йоханссон с первых же кадров, в которых открывающие картину титры беззастенчиво ложатся на попу в розовых трусах.
«Любовная песнь для Бобби Лонга» (A Love Song for Bobby Long)
Реж. Шэйни Гейбел, 2004 год
18-летняя героиня Скарлетт Йоханссон бросает мудака бойфренда и отправляется в Новый Орлеан, где от передозировки умерла ее мать. В родном доме девушка обнаруживает двух крепко пьющих мужчин — профессора литературы Бобби Лонга (Джон Траволта) и его бывшего ученика с незадавшейся писательской карьерой Лоусона Пайнса (Гэбриел Махт). Цитаты из Дилана Томаса и Т.С. Элиота, гитара и кантри-песни о печальной доле прилагаются. Хваля недооцененный фильм, критик Роджер Эберт отмечал редкое удовольствие услышать диалоги, рассчитанные на начитанного зрителя, а также то, что все три актера вживаются в свои роли с легкостью и полной отдачей.
«Матч-пойнт» (Match Point)
Реж. Вуди Аллен, 2005 год
Молодая героиня Скарлетт Йоханссон собирается замуж за настоящего лондонского денди (Мэттью Гуд), но влюбляется в его учителя тенниса и друга (Джонатан Рис-Майерс). Любовный четырехугольник (в нем также участвует старшая сестра богача) оказывается жертвой классовых противоречий и переиначенной Вуди Алленом достоевщины (не случайным образом в фильме появляется томик «Преступления и наказания»). Фильм влюбляет в Йоханссон с первого ее появления с ракеткой для пинг-понга в руке и положил начало плодотворному сотрудничеству режиссера и актрисы, которое продолжилось картинами «Сенсация» и «Вики Кристина Барселона».
«Железный человек-2» (Iron Man 2)
Реж. Джон Фавро, 2010 год
Героиня Скарлетт Йоханссон появляется в жизни Тони Старка (он же Железный Человек) под видом юриста с модельной внешностью, а затем оказывается шпионом, убийцей и агентом Щ.И.Т.а Наташей Романофф по прозвищу Черная Вдова. Это не первое появление Йоханссон в экранизациях комиксов — первым был «Призрачный мир» (см. выше), затем был провальный «Мститель» (The Spirit) Фрэнка Миллера, у которого она сыграла персонажа по прозвищу Шелковая Нить — малость безумную, но по-своему очаровательную помощницу главного злодея. Однако именно «Железный человек-2» ввел Йоханссон в киновселенную Marvel, где с каждым новым фильмом Черная Вдова получала больше экранного времени, а впереди маячит картина, полностью посвященная этому персонажу.
«Она» (Her)
Реж. Спайк Джонз, 2013 год
Героиня Скарлетт Йоханссон появляется в жизни главного героя (Хоакин Феникс) в качестве голоса новой операционной системы и оказывается искусственным интеллектом, чье развитие приводит к странным романтическим отношениям и новой драме в жизни человека, разбитого расставанием с любимой (Руни Мара). Одним голосом в фильме Спайка Джонза («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация», «Там, где живут чудовища») Йоханссон заработала признание критиков и приз Римского кинофестиваля за лучшую женскую роль.
«Люси» (Lucy)
Реж. Люк Бессон, 2014 год
Героиня Скарлетт Йоханссон вовлечена в операцию по транспортировке нового наркотика, но в процессе превращается в существо, способное использовать свой мозг на полную, недоступную простым людям катушку. Люк Бессон вновь снял кино про женщину как сверхчеловека (см. «Пятый элемент», «Жанна д'Арк», «Ангел-А»), а Йоханссон вписалась в этот светлый образ самым естественным образом: глядя на нее, Бессону хочется простить любую ерунду. В Штатах фильм уже стал лидером недели, когда вышел на экраны, в России его прокат намечен на осень.