Первая роль
Как ни странно, Луи де Фюнес не планировал стать киноактером. Он родился в семье выходцев из Испании, отлично играл на фортепиано и стал джазовым пианистом, подрабатывая музицированием в знаменитом парижском районе Пигаль.
Впервые он появился на экране после Второй мировой войны — в 1946 году, в небольшой роли портье в кабаре «Le Paradis» в фильме «Барбизонское искушение» (La Tentation de Barbizon, 1946). Вся сцена с де Фюнесом заняла в фильме около 40 секунд и никаких бонусов молодому актеру не принесла.
Много маленьких ролей
Следующие 13 лет де Фюнес так и провел на вторых, третьих и даже десятых ролях в разных фильмах, где блистали другие актеры. Но снимался он много, можно сказать даже — неистово. Так, в 1951 году де Фюнес снялся в 19 картинах, а в следующем, 1952-м, — в 13, если, конечно, считать короткометражки.
В эпизодах де Фюнес кого только не играет. И сумасшедшего, который ловит рыбу в ванне, и докторов, и астролога, и полицейских, и исторических персонажей — как, например, в фильме «Если бы нам рассказали о Париже» (Si Paris nous était conté, 1956). Часто его роли ограничивались одной фразой. Например, в немецкой ленте «Ингрид, история фотомодели» (1954) де Фюнес играет роль модельера и произносит только два слова — «Модель Ингрид».
Первая главная роль
Знаменитым де Фюнес стал после фильма «Не пойман — не вор» (Ni vu... Ni connu...) 1958 года — экранизации романа Альфонса Алле «Дело Блеро», в которой он сыграл рыночного торговца, готового ради прибыли на многое. Эту картину увидели и советские зрители — в истории отечественного проката она вряд ли осталась, но с забавным французским актером население СССР познакомила.
Фантомас
В 1964 году стартовало сразу два долговременных комедийных проекта с участием Луи де Фюнеса. Первым был «Фантомас» Андре Юнебеля — весьма вольная экранизация авантюрных романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена. Впрочем, главным в «Фантомасе» был Жан Маре — к тому времени уже очень известный актер, играющий только главные роли; примечательно, что он и де Фюнес были ровесниками, но их кинокарьеры сложились очень по-разному. Де Фюнесу же достался комиссар Жюв — комедийный недотепа, которого остроумный и безжалостный преступник раз за разом обводит вокруг пальца. Всего Юнебель снял три фильма про Фантомаса — по одному в год — и закрыл проект в 1966-м, когда стало очевидным падение интереса зрителей. В СССР эти фильмы породили целую субкультуру, мастерски отраженную в картине «Анискин и Фантомас».
Жандарм Крюшо
В том же 1964 году впервые появился и жандарм Крюшо — можно сказать, доведенное до абсурда альтер-эго инспектора Жюва. У сержанта Крюшо тоже не все слава богу — то нудисты, то женитьба, то инопланетяне. В общем, приключений хватило на несколько фильмов, в которых де Фюнес снимался до конца жизни. А первым был «Жандарм из Сен-Тропе» 1964 года — забавный и яркий промо-ролик французского средиземноморского курорта.
Большая прогулка
Фильм «Большая прогулка» стал самой популярной картиной с участием Луи де Фюнеса: во Франции его посмотрело 17,3 млн зрителей, и он занял в прокате 1966 года первое место; всего семь картин за всю карьеру актера могли этого добиться — в основном ленты о Фантомасе и жандарме. «Большая прогулка» Жерара Ури — фильм о Второй мировой и французском Сопротивлении; в нем во второй раз сошлись вместе де Фюнес и еще один известный комик, Бурвиль.
Неполученная награда
Кинонаградами Луи де Фюнес не избалован — в слишком легком жанре он стал знаменитым, а премии любят все грустное. Но фильм Жерара Ури «Приключения раввина Якова» был номинирован на «Золотой глобус» в категории «лучший иностранный фильм». Комедия про евреев, арабов и французов времен вопиющей неполиткорректности премию, впрочем, не получила — но проиграла только потому, что соперником был великий швед Ингмар Бергман и его «Сцены из супружеской жизни».
После инфаркта
В 1975 году Луи де Фюнес перенес инфаркт и перестал сниматься. Для своего возвращения он выбрал фильм «Крылышко или ножка» (L' Aile Ou La Cuisse) — почти ремейк своей же картины 1966 года «Ресторан господина Септима». В новой работе мсье Септима заменил ресторанный критик Шарль Дюшмен, но цель героев осталась прежней — сохранение качества еды любой ценой. В «Крылышке или ножке» де Фюнес новых горизонтов своего комедийного дарования, конечно, не раскрыл — но показал, что болезнь не помешала ему остаться прежним.
Режиссер
В 1980-м де Фюнес решил попробовать себя в режиссуре; к этому времени ему уже исполнилось 66 лет, позади у него было почти 35 лет в кино. Для старта постановочной карьеры он выбрал пьесу Мольера «Скупой, или Школа лжи» и сам написал сценарий — с помощью своего друга, режиссера Жана Жиро, который помог ему освоиться на съемочной площадке в новой роли. И заодно сыграл Гарпагона — французского Плюшкина. «Скупой» (L'Avare) стал последним фильмом де Фюнеса, дублированным в СССР. А сам де Фюнес в тот год получил почетного «Сезара».
Последний фильм
Последний фильм Луи де Фюнеса — «Жандарм и жандарметки» (1982) продолжает многолетнюю серию о незадачливом сержанте Крюшо. По сюжету на сей раз в жандармерию присылают стажеров — длинноногих девушек, которые волнуют и жандармов, и их жен, но по-разному.
Советский зритель так и не увидел эту картину из-за фривольных сцен. А между тем лента стала последней работой как для режиссера Жана Жиро (он умер во время съемок), так и для его друга Луи де Фюнеса. Вскоре после премьеры фильма, в январе 1983 года, у актера случился разрыв сердца.