85 лет со дня рождения режиссера, актера, сценариста и писателя Василия Шукшина на его родине, в Алтайском крае, отмечается очень широко. На этой неделе начались традиционные «Шукшинские дни», которые впервые прошли еще в 1970-е в форме литературных чтений, а также ставший традиционным, 16-й по счету Шукшинский кинофестиваль; к юбилейной дате выпустили девятитомное собрание сочинений писателя, причем часть из них опубликована впервые. Также состоялась премьера симфонической сюиты Эдуарда Артемьева «Мастер», в которой роль Шукшина исполнил Сергей Гармаш. Закончатся все мероприятия в субботу, 26 июля, – на горе Пикет у села Сростки пройдет концерт и наградят победителей кинофестиваля.
Сам Шукшин, кажется, до своего двадцатипятилетия не представлял, насколько знаменитым ему суждено стать. Он родился в Сростках в 1929-м; в 1933-м его отец был расстрелян во время коллективизации – семья фактически получила клеймо на всю жизнь.
Василий Шукшин жил под фамилией матери, а отцовскую фамилию вернул себе только при получении паспорта.
После войны пытался найти свое место в жизни — работал в колхозе, на заводах в разных городах СССР, четыре года служил на флоте; только после службы получил аттестат об образовании – и сразу же стал учителем в школе родного села, а потом и директором.
Однако внезапно бросил налаженную жизнь и поехал поступать во ВГИК – толком не зная ничего о кинопроизводстве и кинематографе.
Рассказывают, что в первую ночь в Москве Шукшина, не получившего общежития и оставшегося на улице, подобрал Иван Пырьев и пригласил к себе переночевать. На вступительных экзаменах он признался Михаилу Ромму, что не читал «Войну и мир», а в свое оправдание рассказал о том, что значит быть директором сельской школы, – и был принят на режиссерский факультет. Счастливый билет был вытащен. С подачи Ромма он отправил свои рассказы в столичные журналы –
в 1958-м в «Смене» вышел его первый рассказ. Тогда же он начал сниматься в кино – в эпизоде в «Тихом Доне» Сергея Герасимова.
Из ипостасей Шукшина нельзя выбрать главную – он оказался одинаково успешен и как писатель, и как кинематографист.
В литературе он примыкал к «деревенской прозе», был одним из ее апологетов – наравне с Валентином Распутиным и Василием Беловым;
его рассказы посвящены деревенским жителям, о которых он умел рассказать просто и одновременно сложно. При этом Шукшин не ограничивался современностью – в его библиографии помимо множества рассказов и романа «Любавины» есть и историческая «Я пришел дать вам волю» — художественное исследование биографии атамана Степана Разина, выросшее из неутвержденного киносценария.
Киножизнь Шукшина, разумеется, была более заметна широкому зрителю – тиражи журналов и книг даже в СССР не дотягивали до количества зрителей популярных фильмов. Он успел сняться почти в трех десятках картин; еще студентом получил главную роль у Марлена Хуциева в драме о послевоенной жизни «Два Федора». Играл у Льва Кулиджанова в фильме «Когда деревья были большими», у Александра Аскольдова в «Комиссаре», у Юрия Озерова в эпопее «Освобождение». Последней ролью Шукшина стала роль рядового Лопахина в военной драме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину»; он скончался во время съемок этой картины в октябре 1974 года.
Как режиссер Шукшин снял всего пять лент.
«Живет такой парень» (1964)
На самом деле это вторая режиссерская работа Шукшина – первой стала дипломная короткометражка «Из Лебяжьего сообщают», небольшая зарисовка о жизни райцентра. Но именно со скромной комедии «Живет такой парень» режиссер четко обозначил свой подход – он начал переносить свою «деревенскую прозу» на экран, превращая ее в настоящее «деревенское кино». В дебютном полнометражном фильме Шукшин рассказал историю молодого шофера из Алтайского края Пашки Колокольникова (его сыграл Леонид Куравлев), который водит машину по Чуйскому тракту и помогает людям. Хитом проката картина не стала, зато получила приз «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение» на первом Всесоюзном кинофестивале и отличилась на киносмотре в Венеции – получила «Золотого льва» в категории «кино для детей».
«Ваш сын и брат» (1965)
Второй фильм Шукшин также снял по своим рассказам; в этом году его приняли в члены Союза писателей СССР. Он сам написал для картины сценарий: Степан Воеводин (Леонид Куравлев) бежит из тюрьмы за несколько месяцев до конца срока, чтобы увидеть родную деревню и свою семью; но этот побег – хоть и совершенный из лучших побуждений – делает хуже и ему самому, и его близким. «Ваш сын и брат» принес его создателям признание — Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых получил и Шукшин, и оператор Валерий Гинзбург, и актер Всеволод Санаев, сыгравший главу семьи Воеводиных.
«Странные люди» (1969)
В своем третьем фильме Шукшин не стал объединять несколько рассказов в один, как делал в двух предыдущих. «Странные люди» — это киноальманах из трех новелл, каждая из которых снята по отдельному рассказу: «Чудик», «Миль пардон, мадам!» (новелла называется «Роковой выстрел») и «Думы». В этой картине Шукшин собрал целую плеяду известных актеров – в «Странных людях» снялись Сергей Никоненко, Евгений Евстигнеев, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Лебедев, Всеволод Санаев.
«Печки-лавочки» (1972)
Четвертый фильм Шукшин начал снимать в статусе заслуженного деятеля искусств РСФСР и лауреата Госпремии СССР, полученной за роль в фильме «У озера» Сергея Герасимова. Он снова сам написал сценарий, включив в выдуманную историю путешествия семейной пары из алтайского села повседневную жизнь родного края. И снимать поехал на Алтай – но не в Сростки. На главную роль – тракториста Ивана Расторгуева – Шукшин поначалу звал Куравлева, но тот отказался; тогда режиссер сыграл этого героя сам. Фильм получился почти семейным – в нем играла Федосеева-Шукшина и обе их маленькие дочери, Мария и Ольга.
«Калина красная» (1973)
<5>Единственный цветной и наиболее известный фильм Шукшина. Это киноповесть о вернувшемся из тюрьмы уголовнике, приехавшем в деревню к женщине с которой познакомился по переписке. Главную роль рецидивиста Егора снова сыграл сам режиссер (и сценарий написал тоже он), а другие роли достались Федоссевой-Шукшиной, Георгию Буркову и Ивану Рыжову. Фильм принес Шукшину еще один приз от Всесоюзного кинофестиваля – «За самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера», польская критика отметила его как лучшую зарубежную картину года; через год он получил особое упоминание FIPRESCI и экуменического жюри на Берлинском кинофестивале. А еще через год, в 1976 году, Шукшин стал лауреатом Ленинской премии – ее он получил посмертно за все свое творчество. В том числе и за кино.