Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Медитация после цунами

В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка Шигеру Йошиды «Тихое странствие» — о Японии после Фукусимы

В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка Шигеру Йошиды «Тихое странствие», на которой показывают снимки, сделанные в пережившей цунами Японии. Никаких постапокалиптических пейзажей Фукусимы — только спокойствие.

Фотографические фрески Шигеру Йошиды с первого взгляда выглядят анахронизмом. Примерно то же предлагает японская пейзажная фотография XIX века — калька с традиционной дзенской живописи и черно-белые гравюры: скудные, но выразительные линии, интенсивность мысли, зияющие пустоты на месте авторской интерпретации, замкнутый на себе мир.

Раньше Йошида путешествовал по Мадагаскару, Зимбабве, Южной Африке, Танзании в поисках самого большого на земле дерева (серия «Большое дерево в этом мире»). В 2011 году, после памятных землетрясения и цунами, смывшего половину Японии (того самого, в результате которого произошла авария на АЭС «Фукусима-1»), он задумал проект «Тихое странствие».

На выставке в Центре фотографии им. братьев Люмьер показывают двадцать два минималистичных пейзажа из серии «Границы», над которой Йошида работал в течение трех лет после катастрофы.

На выставке, правда, обошлось без разрушенных селений, портретов обездоленных обывателей и других картинок, напоминающих постапокалиптические видеоигры. Все это подменила собой вода — символ течения жизни и нерушимой связи человека с природой, стихия, которая и уничтожила все, что было построено человеком.

Цунами — одна из самых трагичный страниц в истории Японии — оказалось нарочно вынесено за рамки.

«Тихое странствие», таким образом, превратилось в философский эпилог, который своим содержанием нейтрализует грандиозное горе.

Судя по снимкам Йошиды, катастрофа не так уж сильно изменила японский пейзаж. Осколки скал, разбитые лодки, одиноко торчащий маяк, пирс и прочие предметы, проросшие сквозь пейзаж, в его композициях оказались лишними.

Они — скелет исчезнувшей цивилизации, приметы упадка, ненароком вынырнувшие из воды.

Восприятие меняет лишь знание о случившихся событиях — тот самый «икс», выписанный на полях. Такая подмена становится смыслообразующим приемом Йошиды, который предлагает разлитый по его снимкам воздух и свет,

совершенство формы вместо эффектных сцен разрухи.

Его пейзаж разворачивается как пергамент, как длинный план в кино.

Водный пейзаж, который должен был стать тягостным напоминанием о смерти, обретает монументальные черты —

во многом благодаря технике «фреско жикле», которую использует фотограф. Покрывая листы бумаги гашеной известью, он печатает снимки поверх нее с помощью струйного принтера.

В результате фотография обретает внутренний ритм, свойственный скульптуре. Такая техника позволяет снимкам храниться до ста лет. Из-за нее же разглядывание фотографий с экрана компьютера теряет всякий смысл.

Фотографии Йошиды, напоминающие одновременно и средневековую фреску, и абстракции Марка Ротко, и японскую каллиграфию, держатся на плаву за счет этих ассоциаций. Они представляют собой концентрированную эмоцию, помесь человеческого страха и боли с почти религиозным экстазом перед стихией.

Едва ли Йошида с помощью своих снимков романтизирует равнодушную природу: он слагает ей гимн, который по силе может сравниться разве что с циклом «Песен об умерших детях» Густава Малера, с посвящением смерти, которую хочется уважать. Нервом и злобой его работ становится их пугающая простота, напоминающая о том, что искусство дзен стремится быть замеченным не сразу. Разрушение здесь не отличить от созидания. Ведь природа, в отличие от искусства, не приемлет ничего штучного — только реальность, сведенную к глобальным обобщениям.

Новости и материалы
Украинские СМИ сообщили об ударе по Харькову и взрывах
Игрок сборной России расстроился из-за отмены матча с Таиландом
Женщины насильно мобилизованных одесситов перекрыли дорогу у ТЦК
«Хезболла» заявила о гибели своего высокопоставленного командира при ударе по Бейруту
Николсон порадовался возвращению в «Спартак»
В «Крыльях Советов» рассказали о задачах после вылета из Кубка России
Россияне назвали главные недостатки личного автомобиля в городе
В Будапеште ждут пик крупнейшего за 11 лет наводнения
Глава МИД Ливана принес на заседание Совбеза ООН фото с последствием взрывов пейджеров
Лавров заявил о крахе иллюзий по поводу руководителя США
Глава МИД Венгрии заявил, что весь ЕС торгует с Россией
В США назвали возможную причину первого крушения F-16 на Украине
Постпред РФ при ООН раскрыл цель организаторов взрывов в Ливане
Дядя Джоковича стал главой сербского тенниса
Добровольца из Молдавии отпустили из СИЗО
Лавров прокомментировал взрывы пейджеров в Ливане
Зеленский рассказал о плане усиления Украины, который везет в США
Женщина получила 11 лет колонии после того, как подделала рецепт на лекарство
Все новости