«Добровольцы» (1958)
реж. Юрий Егоров
Фильм снят по одноименному роману в стихах поэта Евгения Долматовского и посвящен комсомольцам 1930-х. Три друга приехали в Москву на строительство первой очереди Московского метрополитена — и стали здесь друзьями. Пусть не метро главное в этом фильме — но трудности с проходкой участка, от Сокольников до Парка Горького, показаны хоть и с долей условности, но правдиво: герои Михаила Ульянова, Петра Щербакова и Леонида Быкова вручную прокладывают тоннели, рельсы и сражаются с плывунами — не такими страшными, как в «Прорыве», но заставляющими их проявить все мужество, на которое они способны. Потом друзья-добровольцы будут сражаться и погибать на войнах, строить города и заводы. И любить, конечно.
«Захват поезда Пелэм 1-2-3» (1974)
реж. Джозеф Сарджент
Экранизация одноименного романа и главный фильм о нью-йоркском метро всех времен. Здесь обошлось без катастроф, зато критики и зрители единодушно пишут о реалистичности погружения в жизнь главной американской подземки. Четверо преступников с кодовыми именами Мистер Синий, Мистер Зеленый, Мистер Серый и Мистер Коричневый (через 18 лет Тарантино позаимствует принцип в «Бешеных псах») садятся на разных станциях в поезд, отправляющийся в 1.23 со станции Пелэм, берут машиниста и пассажиров в заложники, сгоняют всех в первый вагон и отцепляют остальные. Следует классическое требование — миллион долларов — и загадка: как преступники собираются покинуть подземку с выкупом? Разгадка — среди захватчиков есть бывший сотрудник транспортной службы города, ему удается обойти систему защиты поезда от потери управления и отправить состав в неконтролируемую поездку, в то время как участники ограбления уходят в тоннели пешком. Дойти до поверхности удается только одному, а разогнавшийся поезд останавливается автоматически, когда доезжает до красного сигнала светофора. В 1998-м был снят телеремейк, а в 2009-м Тони Скотт снял еще один вариант (в российском прокате выходил с названием «Опасные пассажиры поезда 123») с Дензелом Вашингтоном и Джоном Траволтой в главных ролях.
«Прорыв» (1986)
реж. Дмитрий Светозаров
Один из первых советских фильмов-катастроф нес на себе обязательный компонент производственной драмы. По сюжету, в ходе работ по сооружению одной из линий ленинградского метро рабочие натыкаются на огромный плывун — полость в грунте, заполненную водой. Вода заливает тоннели, а на месте пустот образуются гигантские ямы, что приводит к обрушению многоэтажных домов. Рабочие ценой нечеловеческих усилий сначала спасаются от хлынувшего водного потока бегством, а затем, снова ценой трудового подвига, заполняют полости жидким азотом и ликвидируют последствия аварии.
Фильм основан на реальных событиях — 8 апреля 1974 года такие пустоты стали образовываться при прохождении тоннеля между станциями «Лесная» и «Площадь мужества» в Ленинграде. Часть зданий, находящихся на поверхности, рухнули, на других образовались трещины. К 30 ноября 1975 года в пустоты был закачан жидкий азот, а внутри замороженных грунтов были проложены сверхпрочные тоннели. К апрелю 1995 конструкция снова начала давать трещины, в тоннели стали поступать смесь песка и воды; от «Лесной» до «Площади мужества» стал курсировать бесплатный автобус. Участок между станциями был закрыт на девять лет, пока в 2004 году не были сооружены новые тоннели.
«Денежный поезд» (1995)
реж. Джозеф Рубин
Фильм об ограблении, в котором грабителями становятся копы-братья, белый и чернокожий. Герои Уэсли Снайпса и Вуди Харрельсона играют сводных братьев, которые служат в полиции и решают назло своему шефу угнать поезд, перевозящий крупные суммы денег. Совершив задуманное, злоумышленники выводят из строя тормозную систему метропоезда, чтобы их нельзя было остановить. В результате состав успешно пробивает все заграждения, но становится угрозой для жизни пассажиров метро, когда начальник грабителей решает направить денежный поезд навстречу пассажирскому — он рассчитывает на то, что братья затормозят. Поскольку сделать это они физически не могут, единственным способом предотвратить столкновение становится сход денежного поезда с рельс. Угонщики даже готовы пожертвовать собой, но им удается и заставить поезд сойти с рельс, и уберечься от следующей за этим катастрофы.
«Метро» (2013)
реж. Антон Мегердичев
Эстафету «Прорыва» 1986 года продолжил фильм «Метро», снятый по одноименной книге Дмитрия Сафронова. Здесь крушение метро в результате проседания грунта происходит на фоне личной драмы. Героиня Светланы Ходченковой изменяет мужу-врачу. Ее дочь, муж и любовник, оказавшиеся в одном поезде, вынуждены на время забыть взаимные обиды, чтобы выжить и спасти остальных пассажиров. В это время разлившиеся воды Москвы-реки затопляют Кольцевую линию и вот-вот разрушат весь город. Фильм, ориентированный на голливудские образцы, сдобрен подробностями московской жизни (среди возможных причин катастрофы названа слишком активная застройка в центре города) и эффектными сценами аварии. Разрешение на съемки дало только руководство самарского метрополитена. Названия станции в фильме — вымышленные.