Награду представили писатель и бывший активист «Справедливой России» Сергей Шаргунов, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин и директор издательства «Молодая гвардия» Андрей Петров. Все трое войдут в состав жюри. Помимо них судить конкурс будут поэт Юрий Кублановский и прозаик Михаил Елизаров. К ним в ближайшее время может присоединиться еще один эксперт — критик Сергей Беляков, автор биографии «Гумилев, сын Гумилева», получившей второй приз «Большой книги — 2013».
Призы в конкурсе будут присуждаться в трех номинациях: «стихотворение», «короткая проза» и «эссе».
Награда должна будет поддержать гражданскую и патриотическую поэзию, прозу и журналистику, а еще, как говорят ее создатели, — спасти литературу (и особенно «сетературу») от котиков и цветочков, подменивших в соцсетях смелые, сильные высказывания, авторские манифесты.
Украинский поэт Вадим Негатуров, чье имя носит премия, погиб во время пожара в одесском Доме профсоюзов на площади Куликово Поле.
2 мая 2014 года именно в этом месте майдановцы ввязались в драку со сторонниками федерализации Украины, которые, по данным ГУ МВД Одесской области, забросали Дом профсоюзов «коктейлями Молотова». В результате при пожаре погибли 46 человек, больше 200 пострадали.
Негатуров скончался от ожогов в реанимации. «Мне бы не хотелось, чтобы эти судьбы забывались», — заявил Шаргунов.
Титульным произведением Негатурова устроители премии назвали «Марш Куликова поля», написанный незадолго до смерти, — текст-призыв:
«Русичи, вперед! Русичи, вперед! Сокрушим орду поганой нечисти! Снова Русь в опасности! Сегодня — наш черед доказать любовь свою к Отечеству!»
В его портфолио есть исполненные дидактики гражданские выпады («Украина!.. подались в холуи да путаны — ублажать ожиревшие страны — твои дочери и сыновья…»), почти некрасовские порицания века («Холуй, убив раба в себе самом, по сути совершит самоубийство…»), а также по-народному простецкая лирика про «нательный Православный Крест», «кота-гуляку да пса-непоседу», которые способны заменить «лимузин с удобствами».
«В его стихах было главное, — рассказывает Шаргунов, — предельная искренность. И хотя при жизни Вадим Негатуров печатался не много, в его поэзии всегда присутствовала деликатная, тонкая, сложная тема родины и веры».
Причиной появления премии Шаргунов назвал «обострившуюся творческую необходимость» в гражданской лирике. Литературная премия Андрея Белого, «Поэт» и публицистическая «ПолитПросвет», по его мнению, не уделяют этой теме должного внимания. «Куликово поле» мыслит себя премией для народа, а не для стареющих классиков, из года в год мелькающих в шорт-листах литературных конкурсов. Здесь ждут и авторов-профессионалов, и любителей, и уже опубликованные произведения, и рукописи.
Рассказывая о награде, Шаргунов, Лейбин и Петров говорили преодолении ксенофобии с помощью слова, о страхе перед чистой политикой, о едином и неделимом «русском мире», соединившем славянские народы, по давнишней русской литературной традиции, о сладкой вольности гражданства.
Создание «Куликова поля» — жест, вскрывающий новое, утилитарное отношение к тексту, который теперь должен «вернуть слову «патриотизм» исконное звучание» и «укрепить братские связи между славянскими народами».
Это возрождение поэта-трибуна и жанра народного заказа, который сначала саботировала, а потом и изничтожила советская номенклатура.
«Патриотизм — это не дурно и не стыдно», — говорит Шаргунов. «И за Косово, и за Сербию когда-нибудь будет ответ», — убежден Петров. «Я опасался бы появлений текстов ненависти», — резюмирует Лейбин.
Прием заявок на конкурс начался 3 июля. В длинный список войдут тридцать произведений, а победителей во всех трех номинациях объявят в сентябре 2014 года. Они получат по 100 тыс. руб.