Christie's и Боровиковский
Аукционный дом Christie's провел русские торги 2 июня, распродав большую часть своей коллекции русского искусства: от картин сценографа Александра Головина и мирискусника Константина Сомова до ювелирных изделий Фаберже и работ соц-артиста Эрика Булатова. Эти летние русские торги стали самыми успешными для Christie's — выручка от аукциона составила более 24 млн фунтов стерлингов (более 40 млн долларов).
Результат торгов в Лондоне оказался неожиданным: эксперты по традиции ставили на русский авангард, а в фаворе оказался классический сентиментализм. Авангардистов представлял театральный художник, один из пионеров художественной группы «Бубновый валет» Аристарх Лентулов. Аукционисты рассчитывали получить за его кубофутуристическое полотно «Пейзаж с мостом. Кисловодск» 1913 года от 1,5 млн до 2,5 млн фунтов стерлингов. Их ожидания оправдались, но не более того: картина не превысила верхний порог эстимейта и ушла за чуть более 1,7 млн фунтов стерлингов (около 2,9 млн долларов). А самой дорогой картиной летней сессии русских торгов на Christie's оказалось полотно кисти Василия Верещагина — художника-баталиста второй половины XIX века. Его «Жемчужная мечеть в Агре» была продана почти за 3,7 млн фунтов стерлингов (более 6 млн долларов), что превысило верхнюю экспертную планку более чем в два раза.
Однако главным «героем» торгов Christie's оказался русский сентименталист XVIII века Владимир Боровиковский, любимец Екатерины II, вслед за Левицким развивавший жанр психологического парадного и камерного портрета. Верхняя планка эстимейта пяти его полотен крутилась около 50–70 тыс. фунтов стерлингов (ок. 100 тыс. долларов). Итоги торгов — все картины ушли за сумму более 600 тыс. фунтов стерлингов, то есть стоимость каждой превысила 1 млн долларов. Самой дорогой работой Боровиковского оказался «Портрет графини Любови Ильиничны Кушелевой»: ее продали почти за 3 млн фунтов стерлингов (более 5 млн долларов). «Портрет князя Лопухина» ушел за 2,2 млн фунтов стерлингов.
Sotheby's и Малевич
Русские летние торги Sotheby's прошли более традиционно в сравнении с Christie's. В секцию «значительного русского искусства» попали авангардисты Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Георгий Нисский и Аристарх Лентулов. Их картины котировались от 600 тыс. фунтов стерлингов. Итоги торгов превысили верхнюю планку эстимейта почти в два раза.
Одной из самых дорогих картин русских торгов Sotheby's стала работа «Голова крестьянина» супрематиста Казимира Малевича — эскиз к его монументальной картине «Крестьянские похороны», выставлявшейся в Берлине в 1927 году и потом утерянной. Эскиз 1911 года художник подарил немецкому архитектору Хуго Херингу, в семье которого он и хранился до середины 1970-х годов, пока не был передан в швейцарскую галерею Гмуржинска. Предварительно считалось, что цена на него не превысит 600–800 тыс. фунтов стерлингов. Однако работа ушла за 2 млн фунтов стерлингов (3,5 млн долларов), как и полотно Аристарха Лентулова «Дети с зонтиками» 1912 года — классический образец творчества художника периода его участия в художественной группе «Бубновый валет».
MacDougall's и Кузнецов
На торгах аукционного дома MacDougall's, специализирующегося на русском искусстве, главными лотами стали картины авангардистов Михаила Ларионова, Роберта Фалька и Павла Кузнецова. Самой дорогой, по оценкам экспертов, должна была стать работа одного из организаторов знаменитой выставки «Голубая роза» 1907 года Павла Кузнецова «Восточный город. Бухара».
Полотно «Восточный город. Бухара» 1912 года, относящееся к «Бухарской серии» картин Кузнецова, — одна из главных работ художника, разочаровавшегося в начале 1900-х годов в символизме и обратившегося к восточной тематике. В ней он соединяет черты русской иконы с кубическим пейзажем, обрамляющим фигуры.
Ожидания аукционистов оправдались, но не превысили верхнюю планку эстимейтов. Так, натюрморт и пейзаж Михаила Ларионова ушли по стоимости, близкой к нижней планке оценок. Работа Роберта Фалька «Мальчик с картузом, сидящий на стуле» не преодолела ожидаемые 1,2 млн фунтов стерлингов и продалась за чуть более 1 млн. Цена «Восточного города» Кузнецова тоже не стала рекордной: эксперты оценивали полотно максимально в 3 млн фунтов стерлингов — его купили примерно за 2,3 млн.
Bonhams и Фаберже
Этот аукционный дом в список лотов включил большой диапазон русских художников — от Николая Ге и Константина Коровина до Оскара Рабина и Тимура Новинова. Однако ставку Bonhams сделал на картины символиста Николая Рериха. Торги художественных полотен прошли в рамках ожидаемого: заявленные топ-картины продались в пределах эстимейта, лишь работа «Дымы мира» Рериха превысила верхнюю планку оценок, но не значительно.
Картина «Дымы мира», написанная за 1917–1929 годы в Карелии, была продана за 1,4 млн фунтов стерлингов, превысив ожидания аукционного дома, который оценил полотно в 800 тыс. — 1,2 млн фунтов стерлингов. На большой успех претендовала картина «Натюрморт с фруктами и цветами» авангардиста Владимира Баранова-Россине — соседа Марка Шагала и Хаима Сутина по парижскому творческому фаланстеру «Улей». Эксперты Bonhams оценили картину в 700–900 тыс. фунтов стерлингов. Однако в итоге она не была даже выставлена на торг.
При этом одним из главных сюрпризов торгов стала драгоценная статуэтка «Мещанка» (1913) ателье Фаберже: она ушла почти за 1,2 млн фунтов стерлингов, более чем в два раза превысив эстимейт. Миниатюрная фигурка выполнена из кварцита, оникса, ляпис-лазури, яшмы и опала. Над «Мещанкой» предположительно работал мастер фирмы «Фаберже» Петр Дербушев. Статуэтка принадлежала шведскому промышленнику и коллекционеру Эммануилу Нобелю, племяннику создателя динамита и самой престижной премии Альфреда Нобеля.