У Святослава Бэлзы было много друзей, от Грэма Грина до Лучано Паваротти, встречу с которыми считал своей главной жизненной удачей, от «русского американца» Вана Клиберна до пианиста Дениса Мацуева. Мацуев и сообщил о смерти самого известного музыковеда страны на своей странице в Facebook, написав: «Не стало моего близкого друга».
Знакомый, вероятно, каждому, кто когда-либо включал телевизор, Святослав Бэлза не сразу стал популяризатором музыки. По образованию он филолог, много лет проработал в Институте мировой литературы имени Горького РАН, написал множество статей, критических работ, предисловий – к книгам Шекспира, Оскара Уайлда, Жюля Верна и многих других. Кстати, именно работу в области словесности считал основной; Бэлза был бессменным председателем жюри Бунинской премии – награды, вручаемой за вклад в русскую литературу.
«Ему посчастливилось родиться в уникальной семье, которая обладала просто фантастической библиотекой, - рассказал Газете.Ru глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, — с раннего детства его окружало огромное количество книг. Библиофильство – эту высокую болезнь Бэлза унаследовал от отца и всю жизнь собирал книги. При этом он воспринимал книгу не просто как текст, но и как произведение полиграфического искусства. Бэлза оставил после себя свыше 300 публикаций, литературоведческих и литературно-критических работ, статей в периодических изданиях. Настольной книгой многих любителей словесности стала составленная им более тридцати лет назад хрестоматия «Homo Legens» («Человек читающий», 1983)».
Исследуя жизнь и творчество знаменитых писателей, Бэлза сам мог бы написать мемуары, работая на телевидении и много лет ведя многочисленные ток-шоу. Образ Святослава Бэлзы, интеллектуала и эрудита, прекрасного интервьюера, сформировался в музыкальной журналистике. На телевидение он пришел еще в 1980-х, вел на первой кнопке ток-шоу «Музыка в эфире», в котором участвовали Галина Уланова, Зиновий Гердт, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье.
А в 1997 году был создан телеканал «Культура», и Бэлза перешел работать на него.
На «Культуре» он отвечал за три программы, которые вел в своих непременных смокинге и бабочке. В «Романтике романса» он вместе с Марией Максаковой рассказывал об истории и сути этого песенного жанра. «Шедевры мирового музыкального театра» – одна из старейших передач канала, в которой можно посмотреть на лучшие постановки лучших театров мира; соведущим Бэлзы в ней был Николай Цискаридзе.
Еще одна программа – «В вашем доме» – ток-шоу в форме беседы с известными музыкантами и актерами об актуальном и вечном, Бэлза трижды попадал в номинационные списки премии ТЭФИ.
В 2012 году он был одним из ведущих первого телевизионного балетного конкурса »«Большой балет», в котором соревновались молодые танцоры, дуэты из шести российских театров; за эту программу Бэлза получил Премию правительства России.
Удивительным образом Бэлза умел с экранов телевизоров рассказать всем о классической музыке, истории, литературе доступно, легко, понятно и близко. Для многих российских телезрителей именно он, с его аристократической сдержанностью, стал не только лицом «Культуры», но и вообще олицетворением отечественной культуры. С своими аристократическими повадками и по-нездешнему интеллигентной речью он был символом того самого Центрального телевидения, которое умело делать интересно, не тратя эфирного времени на гонку за рекламными деньгами. Рассказать о сложном просто и понятно, не заставляя зрителя чувствовать себя дураком, а даже наоборот, при случае помогая ему выбраться из музыковедческих дебрей.