XIV Архитектурная биеннале в Венеции стартует 7 июня и продлится до 23 ноября. Куратором выставки в этом году стал голландский архитектор Рем Колхас. Он задал тему для всех национальных экспозиций: «Как архитектура стала современной: 1914–2014». Голландец предложил представителям стран поразмышлять в своих павильонах о роли модернизации в архитектуре и о национальной идентичности в архитектуре и культуре в целом.
Российский павильон в этом году курирует Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Придумали и реализовали его концепцию культуролог Антон Кальгаев, архитектор Дарья Парамонова и журналист Брендан Макгетрик. Их проект представляет архитектурные идеи, реализованные в России за прошедший век.
При этом кураторы предлагают мысленный эксперимент — квазикоммерческую выставку выдуманных компаний, которые рискнули применить архитектурные идеи ХХ века к настоящему или будущему.
Для двух десятков идей были придуманы компании, разработаны выставочные стенды и рекламные материалы, сняты ролики и созданы макеты. В ярмарке идей будут участвовать «торговые представители» — настоящие эксперты в различных областях, которых режиссер, лауреат «Золотой маски» Филипп Григорьян научил продавать товар — в реальности не выставляемый на продажу или вовсе не существующий. «Газета.Ru» выбрала пять идей, проектов и компаний, которые представят на биеннале российскую архитектурную мысль ХХ века через маркетинговые технологии XXI столетия.
Estetika Ltd
В ХХ веке архитекторы пытались осмыслить традиционную русскую архитектуру и применить ее к современным требованиям. В начале века появился «неорусский стиль» — течение, основанное на традициях древнерусского зодчества Новгорода, Пскова и Русского Севера.
Идеи неорусского стиля в архитектуре на биеннале будет демонстрировать псевдокомпания Estetika Ltd, якобы производящая декоративные элементы для фасадной и внутренней отделки зданий. Эти элементы делаются из современных материалов, а имитируют резные детали деревянных русских домов. Но и капитальным строительством Estetika Ltd, по условиям игры, занимается: на стенде компании будет показываться ролик, в котором демонстрируется небоскреб в неорусском стиле и то, как он может гармонично вписаться в типичную архитектуру деловых сити.
Narkomfin
Конструктивистский дом-коммуна Наркомфина, который в конце 20-х годов для госпрограммы жилищного строительства спроектировал Моисей Гинзбург, сегодня может быть утрачен: из-за споров собственников уникальное здание на грани разрушения и требует незамедлительной реставрации.
Гинзбург придумал дом, в котором понятие «семьи» как ячейки утрачивается и границы между личным и общим стираются: это коммунальное жилое здание на 50 семей, в котором предусмотрены столовая, физкультурный и читальный залы, детский сад, прачечная. Гинзбург предусмотрел вокруг дома парковую зону, а первый этаж сделал нежилым. В доме Наркомфина три типа квартир, часть из которых — двухъярусные, а на плоской крыше можно загорать.
Архитектурное решение псевдокомпании Narkomfin™ сделано на основе идей Моисея Гинзбурга. Проект представляет четыре модели коллективного сосуществования: это оздоровительный комплекс, офис IT-компании, тюрьма для малолетних преступников, дом-коммуна. Каждая модель подчеркивает те особенности, которые были присущи замыслу Гинзбурга: связь с городской средой, сочетание общего и частного, формирование жизненного уклада и жизнь в коммуне.
Moscow Metro Worldwide
Московское метро — уникальный объект городской инфраструктуры, который кроме транспортных функций в свое время выполнял идеологические, неся груз и величие сталинской дворцовой архитектуры, транслируя символы и картины прекрасного коммунистического прошлого и будущего, но никак не настоящего.
Вдохновляющие и воспитывающие личность метрополитены должны быть в каждом мегаполисе, решили в «дизайн-бюро» Moscow Metro Worldwide. На продуктивных примерах и образцах соцарта из московского подземелья «компания» показывает, как можно и в других городах воспитывать, прославлять, просвещать, а также демонстрировать достижения искусства, науки, промышленности и сельского хозяйства.
Стенд «компании» оформлен витражами в стилистике столичной станции «Новослободская». Сюжеты витражей — образы разных городов мира.
Ark-stroy
«Дом на «Тульской» — жилой комплекс возле станции метро «Тульская» в Москве — знаком многим и выделяется в архитектурной среде района. Длина здания составляет 400 м, поэтому москвичи называют дом «лежащим небоскребом», а иногда и «домом-кораблем»: когда-то белый, на фоне синего московского неба он действительно напоминает огромный океанский лайнер. Но главная особенность дома на «Тульской» — в его конструкции. Спроектированное во время «холодной войны», здание отличается уникальными показателями сейсмоустойчивости и построено из бетона, который использовали для возведения плотин и ГЭС.
Архитектурная псевдокомпания Ark-stroy предлагает использовать опыт постройки дома на «Тульской» для возведения зданий, которые выдержат природные и антропогенные катаклизмы вроде ураганов, землетрясений, ядерных зим и даже нашествий зомби. Компания убеждена, что ее «Ноев ковчег» тревожных времен «холодной войны» ХХ века способен выстоять перед всеми мнимыми и явными угрозами ХХI столетия.
Financial Solutions
Москва 1990-х — это идея реновации города без оглядки в прошлое. Представляя российскую архитектурную перспективу за век, кураторы нашего павильона в Венеции решили не отказываться от плохого в пользу хорошего, а остановились на знаковых образцах.
Financial Solutions — «консалтинговое агентство» по вопросам недвижимости, которое поможет без особых моральных потерь обосновать снос архитектурного памятника. Вы можете восстановить памятник в новых материалах, в увеличенном объеме и с дополнительными возможностями (парковкой, торговым центром и т.п.). В качестве примера подобных реноваций на стенде агентства приводятся «Воздвиженка-центр» (ранее известный как магазин «Военторг») и гостиница «Москва». В обоих случаях исторические здания были снесены, а на их месте появились новые, больших размеров. А чтобы посетители убедились в успешной деятельности агентства, на стенде Financial Solutions можно увидеть модель Шуховской башни — как она могла бы выглядеть после сноса и возведения вновь опять же в увеличенных размерах, на новом месте и без культурного прошлого.