В давние времена с унитарным королевством людей граничили зачарованные болота. На них процветал тот еще мультикультурализм: эльфы дружили с гоблинами, деревья – с драконами, а курировала народную республику добрая юная фея Малефисента (Изобель Моллой). Люди границу болот не пересекали, но однажды туда пробрался крестьянский мальчик Стефан (Майкл Хиггинс). Дети подружились, а достигнув возраста согласия, поцеловались. Но Стефан оказался карьеристом и, чтобы стать королем, отрезал Малефисенте крылья. Она очень разозлилась, превратилась в настоящую ведьму (Анджелина Джоли), закрыла границу на замок и принялась вынашивать план мести. Жена короля Стефана тем временем вынашивала ему дочь Аврору (Вивьен Джоли-Питт в детстве и Эль Фаннинг в юности). Ее-то и решила проклясть Малефисента: как только девочке исполнится шестнадцать, она превратится в Спящую Красавицу.
И будет дремать, пока ее не разбудит поцелуй любви. А кто ж нынче оценит девушку, которая умеет молчать?
Дети от «Малефисенты» в восторге. Режиссер Роберт Стромберг, оскароносный художник-постановщик «Аватара» и «Алисы в Стране чудес», нарисовал для них лучшее фэнтези года – красочное, таинственное, изобретательное и умеющее показать, как зло переливается с добром. Три безалаберные феи-крестные (похожие на ВИА «Блестящие» Джуно Темпл, Лесли Мэнвилл и Имелда Стонтон; последняя к тому же вылитая Джуди Денч) и многострадальный ворон-оборотень Диаваль (Сэм Райли) делают морализаторскую сказку по-настоящему комедийной. Анджелина Джоли, ироничная, красивая и переменчивая, тоже знает, как околдовать подростков обоих полов. А девочкам, должно быть, приятно отождествлять себя с Эль Фаннинг, Изобель Моллой и еще несколькими юными актрисами, в разных актах фильма играющими Аврору и Малефисенту. Наконец, местный принц Чарминг (Брентон Туэйтес) похож не на утратившего со времен Шрека свою актуальность Николая Баскова, а на Джастина Бибера.
Зрителям-мальчишкам он сильно докучать не будет: для них здесь заготовлены батальные сцены уровня если не «Властелина колец», то уж «Хроник Нарнии» точно.
Немного насторожить во всем этом благолепии может разве что неожиданная мораль. Строгая Анджелина Джоли, исполнительный продюсер и локомотив проекта (кроме дочери она протащила в фильм еще и виртуозного оператора Дина Семлера из своего фильма «В краю меда и крови»), считает, что современным детям вредно долго засиживаться в плену иллюзий.
Поэтому Спящей Красавице здесь рекомендуют бдеть.
Девочку честно предупреждают, что любовь с первого взгляда с минимальными шансами окажется любовью до последнего вздоха. Что амбициозный мужчина ради своей короны может оставить женщину без крыльев, так что лучше сделать ставку на верного слугу, которого можно превращать то в пса, то в коня. И что зло, даже если с ним связывают родственные узы, должно быть уничтожено без промедлений и оплакиваний.
Другими словами, идеологически «Малефисента» – это такой клип ВИА ГРА с бюджетом $200 млн и Джоли в главной роли.
Взрослые во время просмотра смогут развлечь себя и другими ассоциациями. Например, тем, как заостренные скулы начинают роднить Джоли с героиней «Челюстей». Или тем, как
фильм учит внимательно составлять и читать контракты. Не оговоришь важную деталь – не снимешь проклятие.
Или тем, как он воспевает народную дипломатию и указывает на катастрофическую роль взаимных личных обид в отношениях соседних государств. Ну ладно, люди идут войной на гоблинов и фей, но те-то зачем строят у себя диктатуру?
Когда разгневанный проклятием король запрещает в стране все прялки, жалеешь, что в пророчестве не сказано, что принцесса заснет, отравившись балтийскими шпротами или грузинским вином.
Наконец, фильм со слоганом «Не верь сказкам» здорово разоблачает любую пропаганду. Малефисента здесь оказывается злой не без причины, а добрый крестьянин, взобравшись на трон, кажется, искренне хочет мира и реформ – да старый грешок мешает. Кульминацией двойственности любой точки зрения в «Малефисенте» становится сцена с чучелом на поле. С одной стороны, оно выглядит как распятие. Но с другой – как сущий монстр.
Впрочем, фильм не настолько скучен, чтобы забивать на нем голову настолько отвлеченными мыслями. В крайнем случае здесь можно просто любоваться Джоли и радоваться за нее как за человека.
Известная мать-героиня играет убежденную чайлд-фри и на экране обзывает родную дочь чудищем.
А в какой-то момент незаметно сбрасывает платье и оказывается в не ношенных со времен своих лучших боевиков кожаных штанах – и видно, что в них она отдыхает и от тяжелых режиссерских опытов, и от ролей в драмах. За шестнадцатилетнюю Эль Фаннинг тоже можно порадоваться. В жизни этот ребенок-трудоголик учится, занимается балетом, снимается для кучи журналов и модельеров и жалуется в интервью, что из-за домашней работы не успевает смотреть кино. А здесь у нее идеальное детство: знай себе гуляй по большому и светлому зоопарку.
Из-за этого странного сочетания юной наивности и взрослого прагматизма на «Малефисенту» и стоит сходить всей семьей.