Разговоры про «пермский культурный феномен» поутихли, зато все отчетливей проступают черты феномена краснодарского — во многом благодаря арт-группировке «ЗИП», которая в этом году получила премию «Инновация» за создание самопровозглашенного Краснодарского института современного искусства (КИСИ). На выставке в «Пересветовом переулке» показывают их учителей – группу «Хмели-сунели» (Елена Суховеева, Виктор Хмель), которая давно заняла вершину краснодарского арт-пантеона, и фотоколлажи Елены Саенко.
На периферии происходит все самое интересное, если только она не берется нарочно пестовать свой региональный характер.
Ряженых казаков, кубанского народного хора и инсталляций из опоясанных нагайкой арбузов на выставке в «Пересветовом переулке», к счастью, нет. И арт-группа «Хмели-Сунели», и Елена Саенко по-разному, но переросли строгие рамки определения «краснодарский художник».
Мысль соединить их в одном выставочном пространстве принадлежит куратору Ларисе Гринберг. Выставка «Краснодар: преобразование реальности» разместилась в весьма скромной галерее «Пересветов переулок», которая, очевидно, должна еще раз обыграть тему периферии в искусстве.
«Хмели-сунели» – старшее поколение, местные титаны, популяризаторы фотографии, открывшие в Краснодаре собственную галерею, а ещё – преподаватели университета культуры, учившие когда-то и некоторых «ЗИПов», и представленную на выставке Елену Саенко.
Как фотохудожники они работают с фотографическими трюизмами, то насмехаясь, то всерьез анализируя вполне узнаваемые отечественные знаки культуры. В их серии снимков «Золотая осень», которую в 2007 году показывал Мультимедиа Арт Музей, например, золотыми оказались лишь обернутые блестящей фольгой деревья да избушки, торчащие среди выжженных солнцем пустырей.
Елена Саенко со своими кружевными, по-детски ностальгическими и декоративными (если не сказать глянцевыми) фотографиями, правда, не стала наследовать своим учителям.
Ее снимки выступают антитезой тяжеловесным, заигрывающим с грубым символизмом фотоработам «Хмели-сунели».
Несмотря на название, проблема преобразования реальности на выставке сводится вовсе не к урбанизму и не к творческому освоению жизненной среды. Она концентрируется вокруг вечного ахматовского вопроса, из какого сора произрастает красота или хотя бы сносные, не вызывающие экзистенциальной тоски декорации. Однако разрешают ее Саенко и «Хмели-сунели» по-разному.
Суховеева и Хмель работают в черном жанре, который соединяет традиционный отечественный ужастик, разворачивающийся в любой обезличенной глуши, и попытку над этими апокалипсическими декорациями посмеяться. Их фотографии – русская проза, раздираемая противоречиями. Она одновременно отягчена соображениями о гибнущем естественном мире и напирающей на него цивилизации и сдобрена иронией.
Коровьи черепа, которые присутствуют на каждом их снимке, то с грустью глядят на огни большого города, то повторяют рельеф сереющих на горизонте типовых многоэтажек.
Елена Саенко, напротив, стремится через быт пробиться к поэзии, к универсальному визуальному языку, способному из мусорного мешка сделать переплетение кружев или деталь розового девичьего гардероба. Ее снимки из серии «Узоры быта» – доморощенный глянец, попытка немытую посуду, старые кроссовки и пластиковые бутылки превратить в калейдоскоп. Эта трансформация не столько художественная, сколько терапевтическая, узаконивающая быт как эстетическую категорию.
Конечно, идея «Хмели-сунели» эстетизировать русскую серость, бедность и гниль бараков не нова.
Так же как и работа с пластиком, облупившейся штукатуркой и бытовым мусором в случае с Саенко. Дремучесть и обывательщина, невзрачные пейзажи, наверное, первое, что хватаются переосмыслять и перекодировать на новый лад нестоличные современные художники. «Хмели-сунели» действительно взялись за поднадоевшую игру в критику общества потребления, а Саенко — за сочинение альтернатив пестрящему разнородными излишествами глянцу. Но и первых, и вторую выручает здоровая экстравагантность, а также легкая, немосковская интонация.