В недалеком будущем вся планета погружена во мрак «Матрицы». Мутантов и сочувствующих им людей держат в концлагерях. Тех, кто продолжает борьбу, выслеживают и убивают Стражи. Эти киборги умеют заимствовать сверхспособности у своих жертв, так что остановить их не могут ни Магнето (Иэн МакКеллен), ни профессор Ксавьер (Патрик Стюарт). Потерпев очередное поражение в подземельях под разрушенным Кремлем, Люди Икс решают отправиться в прошлое, чтобы исключить саму возможность войны. Телепат Китти Прайд (Эллен Пейдж), способная перемешать людей во времени, честно предупреждает, что развитый мозг такого путешествия может не пережить. Поэтому после неловкой паузы отправляют Росомаху (Хью Джекман). Благополучно приземлившись в 1973 году, бородатый качок отправляется на поиски молодых Ксавьера (Джеймс Макэвой) и Магнето (Майкл Фассбендер). Первый еще не отошел от шестидесятых и по привычке сидит на наркотиках. Второй сидит глубже — в подземелье под Пентагоном, потому что убил Кеннеди.
Задача Росомахи — помирить заклятых врагов и вместе отыскать девушку-хамелеона Мистик (Дженнифер Лоуренс в синем комбинезоне).
Она собирается убить Боливара Траска (гений, миллиардер, бэдбой и мизантроп в исполнении Питера Динклейджа из «Игры престолов») — главу Trask Industries и создателя Стражей. Если это произойдет, мира между нашим братом и Людьми Икс не будет ну никогда.
Пока конкуренты из DC Comics превращают свои кинокомиксы в неизбывную драму о душевной боли мужчин в трико, в Marvel продолжают веселиться. «Мстители» напоминают «Голубой огонек». Новый «Человек-паук» готовит «Американский пирог» по рецепту со спецэффектами.
А промежуточные фильмы вроде «Первого мстителя» снимаются, кажется, только ради того, чтобы заставлять Скарлетт Йоханссон делать физические упражнения.
Этим летом выйдут «Стражи галактики», в которых спасением мира и вовсе заведует самый обыкновенный енот. В общем, Marvel уверенно руководит КВН на миллиард.
«Люди Икс» в последние годы немножко сбились с веселого настроя. Тот же Хью Джекман, когда рядом оказывалась Светлана Ходченкова, делал серьезное лицо и начинал играть на «Оскар». Да и поводов для шуток в этой вселенной немного:
всем ведь ясно, что «Люди Икс» — аллегория не только детской отчужденности, но и инвалидности, расовых, религиозных и сексуальных меньшинств и в целом инакомыслия в любой форме.
«Дни минувшего будущего», казалось бы, должны были оказаться еще более депрессивным фильмом. В грядущем — полный апокалипсис, в прошлом — тот же сеттинг, что и в мрачных «Хранителях», и даже в самой теме путешествия во времени (раз уж комиксы стали дидактической метафорой на все случаи жизни) можно обнаружить работу для психотерапевта. Что за пораженческие настроения у этих героев, отчего они отказываются жить сегодняшним днем?
На деле фильм куда веселее: после десятилетнего перерыва франшизой занялся режиссер Брайан Сингер, и ему, похоже, не терпелось реабилитироваться после собственных скучных экспериментов.
В итоге молодой Магнето оказывается торчком и время от времени изображает Большого Лебовски, Росомаха лупит прохожих с прибаутками молодого Шварценеггера, а усатый карлик властно требует, чтобы ему привели голую синюю обладательницу премии «Оскар» для научных экспериментов.
Заодно продолжается добрая традиция капустников в духе «Мстителей». У Сингера, похоже, есть особый список, как у Арьи Старк из «Игры престолов», только он своих жертв хочет не убить, а нарядить в дурацкие костюмы и заставить играть фриков. Поэтому в фильме мелькают еще и Холли Берри, Анна Пакуин, Фамке Янссен, Джеймс Мардсен, французский легионер Омар Си («1+1») и многообещающий юниор Николас Холт («Тепло наших тел»). А выписанный из «Американской истории ужасов» Эван Питерс в роли сверхскоростного супергероя Ртути едва не крадет все шоу.
Юмор у него, как у Тони Старка, а способности еще ярче. Ветераны, почувствовав угрозу, выгоняют парня из кадра минут через десять.
Утомительный мордобой при этом сведен к минимуму, а бюджет на спецэффекты потрачен с шиком — на летающий стадион (тычок «Бэтмену»), путешествия во времени, ностальгию по кинематографу и рекламе 70-х и благородный ретрофутуризм.
В итоге 131 минута проходит здесь куда быстрее, чем в той же «Годзилле». Но любителям гэгов и гримас, не особо верящим в позитивную мифологию комиксов, лучше все же дождаться «Стражей галактики». Да придет енот!