В школьные годы Брюс был королем танцпола, «мальчиком с пламенем в каблуках», шел к большому успеху. Но накануне национального чемпионата по сальсе его остановили юные гопники и спросили: «А чего это рубашка вся в блестках?» Убежать не удалось, пламя в каблуках потухло, с танцами было покончено, а сердце учителя (Иэн Макшейн) оказалось разбито. Двадцать лет спустя обрюзгший Брюс (Ник Фрост) ездит в офис на велосипеде, продает заводам и фабрикам станки и ежедневно выслушивает шутки коллеги (Крис О'Дауд) — либо похабные, либо оскорбительные, а часто похабные и оскорбительные одновременно. Жизнь меняется, когда новый шеф отдела оказывается миловидной американкой (Рашида Джонс) с располагающим чувством юмора.
До «Танцуй отсюда» (в оригинале — «Cuban Fury», то есть «Кубинское неистовство») режиссер Джеймс Гриффитс снимал комедийные сериалы про торговцев марихуаной («Top Buzzer») и работников индустрии развлечений («Свободные агенты», «Эпизоды», «Всю ночь напролет»).
Сериальные привычки заметны и в полнометражном фильме: Гриффитсу комфортно в офисном пространстве, где герои привычно обмениваются шутками у кулера с водой, в кухне или на совещании и сталкиваются лбами в узких коридорах.
Впрочем, сериально срежиссированное очарование британских артистов работает и в полном метре. Звезда «Компьютерщиков» («The IT Crowd») Крис О'Дауд играет воплощенное офисное зло — мужика, в котором сочетаются подростковая озабоченность и напускной мачизм. Играет с удовольствием. Вообще приятно видеть, что у этого актера все хорошо: на прошлой неделе в прокат вышла сатирическая трагедия «Голгофа» Джона Майкла Макдонаха, в которой он также играет одну из главных ролей.
Впервые солирует Ник Фрост, напарник Саймона Пегга в трилогии «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Армагеддец», а также в фильме «Пол: секретный материальчик». Играет легко, не пережимает, обнаруживает неожиданную для человека его комплекции пластику и танцевальные навыки.
Мишень для шуток про лишний вес оказывается танцором от бога — отличный сюжет для кино: смотреть на то, как Фрост танцует, можно и дольше.
В легкомысленном обаянии этих танцев — весь фильм, который не старается быть чем-то большим, чем кажется. Отсюда и смещенные акценты в шаблонной схеме. Как и положено, робкий герой преодолевает травму прошлого, чтобы начать новую жизнь. Следуя канону, Брюс находит старого учителя, преодолевает себя, заново осваивает движения, обретает уверенность в собственных силах и так далее. К герою прилагаются обязательные друзья-собутыльники и комический соратник (Кэйван Новак).
Но если бы Гриффитс следовал шаблону до конца, то кульминацией стал бы очный поединок героя с антигероем в финале танцевального конкурса.
В «Танцуй отсюда» есть и конкурс с финалом, и очный поединок, только они разнесены во времени и пространстве.
Отношения герои выясняют без зрителей, на пустой парковке — настоящая схватка, буря и натиск против залихватских коленец. Конкурсы и финалы оказываются не важнее любой другой вечеринки — это же кино про британцев, которые танцуют сальсу.
Как повторяет герой Макшейна своему ученику, главное в танце — это сердце, а Ник Фрост убедителен в роли большого человека с большим сердцем.