Пока Гвен Стейси (Эмма Стоун) в шапочке выпускника произносит перед одноклассниками и родителями речь о том, что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, сколько бы их ни осталось, Питер Паркер в костюме Человека-паука (Эндрю Гарфилд) гоняет по улицам Нью-Йорка русских бандитов — те попытались украсть нечто очень опасное. К вручению диплома супергерой поспеет и даже поцелует на сцене любимую, но отношения под ударом:
Питеру везде мерещится покойный отец подруги (Денис Лири), которому он обещал не впутывать Гвен в опасную жизнь борца со злом.
Итак, Человек-паук увязает в личных проблемах, в город возвращается друг детства Гарри Озборн (Дэйн Дехаан), сын Нормана Озборна (Крис Купер) — умирающего в постели владельца «Озкорп». У Гарри проблем тоже хватает, но больше всего их у электрика Максвелла Диллона (Джейми Фокс): тихого невротика эксплуатируют и унижают коллеги и начальники в «Озкорпе» — того и гляди парня замкнет, и полетят искры.
Когда режиссер Марк Уэбб («500 дней лета») два года назад перезапустил в «Новом Человеке-пауке» историю популярного супергероя, получилось кино про решительную девушку Гвен Стейси, которая тянет за собой робкого подростка-мутанта. Фильм «Новый Человек-паук: высокое напряжение» доказывает, что это она зря.
Как этого героя ни тяни, он хорош только в том, чтобы приободрять травмированных электриков и пятилетних детей в костюмах любимого героя.
И тех, и других он может спасти от хулиганов и потрепать по щеке. Когда же дело доходит до сложного разговора с девушкой или бывшим лучшим другом,
Человек-паук и Питер Паркер сначала мямлят что-то невразумительное, а затем предпочитают по-быстрому выйти в окно.
Неспособность Питера по-человечески объяснить стремительно умирающему сверстнику, почему он не может (или не хочет) ему помочь, вызывает резонное раздражение. В какой-то момент герой вспоминает слова покойного капитана Джорджа Стейси о том, что добрые дела могут принести множество врагов. Но настоящих врагов Питер наживает, когда сбегает, вместо того чтобы сказать: «Друг, понимаешь, какая штука, лабораторные исследования показывают крайнюю нестабильность результатов подобных экспериментов, так что давай вместе посидим-подумаем, ну и если другого выбора не останется, так и быть, пробуй, а там будь что будет». Не факт, что вышло бы что-то путное, но попытаться стоило.
С фильмом происходит примерно то же самое, что и с героем, — раздвоение. Супергеройские полеты Человека-паука все больше похожи на мельтешение в «Трансформерах» Майкла Бэя, причем в третьих:
имитация субъективной камеры, десятки перевернутых и пойманных машин, скрежет металла плюс дабстеп.
Это такая музыка с гулом низких частот и скрежетом брейк-бита. В общем, чего объяснять, в Youtube полно соответствующих роликов, и в трейлерах крупнобюджетной фантастики этот звук прочно обосновался. Но, кажется, озвучить таким образом половину фильма решились впервые, хотя решение напрашивалось давно.
Результат ожидаемый — качает. По-хорошему.
Уэбб развлекается со звуком, превращая боевые сцены практически в мюзикл: в какой-то момент трансформаторы электростанции становятся эквалайзерами.
В человеческом измерении удается меньше. Актер Дэйн Дехаан («Хроника» про подростков со сверхспособностями и «Убей своих любимых» про битников в юности) — одно из главных открытий последних лет, но ему тесновато в двухмерном Озборне-младшем. Совсем хорош он, только когда Гарри и Питер сбрасывают все комиксовые маски и отправляются пускать камешки по воде.
Еще одна удачная сцена о людях — момент, когда герой Гарфилда запрещает героине Стоун хихикать и тереть нос: и правда, как можно спасать город, когда она так делает?
И только Джейми Фокс спасается от двоемирия. Его человек Макс — гротескный, сатирический, словно из гоголевской шинели вышел. Этакая комикс-версия героя Майкла Дугласа из «С меня хватит» — доводили-доводили маленького человека и довели. Сверхчеловек Электро — оголенный нерв, слепая вспышка яростной энергии, воплощенная мечта уставшего горожанина в минуту стресса взорваться и снести все вокруг.
Примечательно то, что все человеческие конфликты в этом фильме разрешаются в трагедию, открывая правду о Питере Паркере: он все-таки не стал ни настоящим мальчиком, ни настоящим человеком. Иначе бы к финалу превратился в Бэтмена, а не надел старое доброе трико, чтобы выйти против старого недоброго противника со старой несмешной шуткой.